Батый
Страница 1

Отойдем в начало татарского завоевания Руси. Отметим, что русские летописцы до 1223 года (Битва на Калке) не знали Татар: в Ипатьевской летописи за 6732 год от сотворения мира (1224 с возможной поправкой в 1 год см. [1]) написано:

«Пришла неслыханная рать: безбожные Моавитяне, называемые Татарове, пришли на землю Половецькую.»

Для дальнейшего будет полезно знать, что племя Моавитян располагалось на ближнем востоке в городе Моав, недалеко от побережья Средиземного моря, где заканчивалась южная ветка Великого шёлкового пути и где к тому времени уже 100 лет воевали крестоносцы, а «tat-ar» согласно древнетюркскому словарю[8], дословно означает чужеземец-бурый (или рыжий). По нашей реконструкции это слово в отношении крестоносцев возникло на ближнем и среднем востоке, где они появились впервые, поэтому и корни этого слова следует искать в древнетюркском словаре. Половцы по мысли А.Н. Морозова [1] это пловцы, то есть мореплаватели, прежде всего Черноморские. О них много говорится в Ипатьевской летописи на начало 13 века, которая тяготеет к описаниям событий, связанных с Галицким князем Данилой, Киевом, Венгрией, Литвой и Черниговым.

В школьной истории не всегда упоминают, что нашествие Батыя проходило зимой. Первой в декабре пала Рязань, а Владимир брали в феврале. Подобная тактика была хорошо известна европейцам, о чем можно прочитать в хрониках Тевтонских рыцарей. Это позволяло свести к минимуму партизанскую войну и захватить больше населения. Вот Юрий II (Владимирский князь) и не смог удержаться на реке Сити. Интересно, что после его разгрома татары увезли его отрезанную голову, чего они никогда не делали. Видимо это было сделано для отчёта. В Суздальской летописи за 1237 год отмечено, что татары, говоря современным языком, строили передвижные леса и стенобитные орудия («порокы»), а в «Повести о разорении Рязани Батыем» упоминаются камнемётные машины, применяя которые в большом числе, татары справились с Евпатием Коловратом. Военные «орудия» наряду с оружием упоминаются и в «Сокравенном сказании монголов» [2] (см. распоряжения Огэдая в конце). Описывая вооружение Монголов периода Тимура, историки сходятся во мнении, что ему были известны практически все методы ведения войны, использовавшиеся в Риме и Древней Греции, и даже примитивные мартиры, а войска строились линиями и волнами как римские легионы.

Суздальская летопись, описывая взятие города Владимира в феврале 1238 года, указывает на то, что татары часто сжигали людей заживо. В основном монахов. В летописях также известны случаи сожжения волхвов в Новгороде. Здесь можно ещё раз вернуться к вопросу о происхождении слова «татары», или «поганые татары». Paganisme по-французски – многобожие, paganus с латинского – язычники. (11) Так могли обращаться крестоносцы к русским. Вспомним тут о похожем происхождении слов «шваль» (от французского слова cheval) и «шаромыга» (от французского словосочетания cher ami) – так обращались к русским крестьянам французские солдаты, во время кампании 1812 года (см. Этимологический словарь русского языка [16]). «Катары» – так инквизиторы называли религиозные движения, проповедовавшие наличие Духа Святого наряду с Богом Отцом. Kaθaρоι по-гречески чистый, неосквернившийся. Извращая это видение, по аналогии со словом кошка (по латыни «catta»), которая олицетворяет умиротворение, католики назвали их катарами («cattari» по латыни) и объявили опасной ересью. В документах инквизиции осталось много свидетельств об этом, в частности о том, что поведение «катар» или «добрых людей» во время их сожжения часто привлекало в их ряды новых верующих. Эти люди проповедовали апостольскую жизнь без насилия и излишеств, любовь к ближнему. При этом мирно относились к ортодоксальным католикам. Альбигойские войны с катарами начались во Франции в 1209 году, а в 1215 папой Инокентием III была учреждена Инквизиция прежде всего для борьбы с катарами. Их сжигали сотнями, о чём и сейчас остались памятники. Крестоносцы преследовали катар на Ближнем Востоке. В частности в Византии было племя Павликиан (почитатели апостола Павла) с аналогичными воззрениями, которые получили разрешение на свободное вероисповедание в обмен на то, что они будут защищать Византию от набегов Скифов из славянских территорий. Так что русских они вполне могли называть «paganus» «cattari», что на слух могло восприниматься как поганые татары. На этот счёт есть ещё одно соображение. Дело в том, что до татаро-монгольского нашествия на территории Руси было распространено руническое слоговое письмо, и первые записи о татарах вполне могли быть написаны этим письмом. Пары слогов «ката» и «тата» пишутся похоже и при переписывании разные версии могли быть приведены к единому написанию. В статье В.А. Чудинова «Параллельный мир славянского слогового письма» [17] даны расшифровки рун, а также описаны некоторые находки. Так на куске стекла руницей написано: «затеяно тяжело и зольно», имя священника в руническом тексте написано кириллицей. Слоговое письмо предшествовало и латинскому алфавиту. Алфавитное письмо позволяло записывать и незнакомые слова, поэтому было совершеннее. Проводниками этого письма на Руси, видимо, были священники, которыми при помощи ярлыков руководили татаро-римско-монгольские завоеватели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Правовая система
На рубеже ХІХ – нач. ХХ вв. царизм старается распространить на украинской земле общероссийское законодательство. Для этого была использована кодификация правая, что началась в империи в начале XIX ст. Официальным поводом для кодификации местного права была необходимость систематизации норм, которые действовали в Украине. Решение этой п ...

Крестьянская война 1773-1775 под предводительством Ел. Пугачева
Канун Крестьянской войны. В 1771 г. в Москве вспыхнуло восстание горожан, получившее название «Чумной бунт». Чума, начавшись на русско-турецком театре военных действий, несмотря на строгий карантин, была занесенная в Москву и косила до тысячи человек в день. Городские власти в экстремальной ситуации растерялись, что усилило недоверие к ...

Империя ацтеков
В отличие от майя, практически исчезнувших уже к моменту колонизации, империя ацтеков просуществовала до самого появления Кортеза, а следовательно, данные об этой культуре можно считать гораздо более достоверными, поскольку основаны они на рассказах и записях очевидцев. Согласно записям первых исследователей континента, ацтеки были малы ...