Батый
Страница 3

Так и в случае с Дмитрием Донским. Видя усиление Московского княжества, ярлык на великокняжение получает Тверской князь. Дмитрий Донской в ответ выкупает у Орды в размере двухгодичной дани Руси сына Тверского князя. Затем ярлык на великокняжение получает Суздальский князь. Дмитрий женится на его дочери в 1366 году, и Суздальский князь отказывается от ярлыка. Кроме того, чуть ли не треть войска Дмитрия Донского составляли литовцы под предводительством братьев Ольгердовичей. Литовец Ягайло не успев на битву, спешно возвращается в Литву, опережая победителей. В дальнейшем, женившись на польской принцессе, объединяет Литву и Польшу. Мы видим, что русские политики в тот момент искусно маневрировали на противоречиях, существовавших в Орде (ханско-папский раскол – «схизма»). Кто они? Митрополит Алексий, обладавший большим авторитетом в Орде, непосредственно руководивший политикой русских князей, и умерший за полтора года до битвы на Куликовом Поле его сподвижник монах Сергий Радонежский. Отметим, что Б.А. Рыбаков [18] относит изготовление саккоса митрополита Алексея к домонгольскому периоду.

О митрополите Алексии известна история о том, что он ходил в Орду и лечил ханшу Тайдуллу, и она выздоровела. В тоже время в Европе от эпидемии оспы (знаменитая «Чёрная смерть», одна из трёх самых больших известных эпидемий, умерло 50 млн. человек 1346–1351) умер каждый третий, двое из трёх болели. Незадолго перед этим в 1345 году наследная королева Неаполя Джованна (Иоанна I (1328–1382)) убила своего мужа при помощи любовника, за которого в дальнейшем вышла замуж. Папа Климент VI спас её от преследований и сделал королевой Неаполя, а в 1347 году выкупил у неё территорию папской курии в Авиньоне. Мне не удалось найти свидетельств болела ли Джованна оспой, но три из шести сохранившихся ханских ярлыков написаны Тайдуллой, которая обращается к митрополиту Иоанну, но митрополитом тогда был Феогност, а после него Алексий. По нашему мнению, обращение к Иоанну в начале текста означает на самом деле автора ярлыка, т.е. неаполитанскую королеву Джованну или Иоанну. Первый ярлык датирован как раз 1347 годом (видимо улус Джучи, т.е. Русь, тоже был продан). Второй ярлык Тайдуллы-Иоанны-Джованны датирован 1351 годом (папу Климента VI сменил Иннокентий VI в 1352 году). Третий ярлык датирован 1354 годом, в этот год Иннокентий VI отвоевал наконец Рим и полностью вступил в права. Больше Тайдулла в хрониках не появлялась. Это единственный замеченный мной случай участия в папской, или в ханской, политике женщин.

По свидетельству переводчика Российской духовной миссии в Пекине[2], своей письменности у монголов не было, и для издания своих документов они взяли уйгурские (в дальнейшем узбекские) буквы. Узбекский принадлежит к тюркской группе языков. В нашей реконструкции на территории современного Узбекистана в районе озера Иссыккуль примерно с 1220 года находилась папская резиденция. Интересно также совпадение имён хан Узбек (1313–1341) и папа римский Иоанн XXII в миру Жак д’Юэз (1316–1334), а вслед за ним папа Бенедикт XII (1334 – 25 апреля 1342). И Узбек и Жак д’Юэз активно и успешно боролись в своих владениях с оппозицией (эмиры и царевичи в первом случае и антипапа, императоры во втором). Примечательно следующее сообщение Википедии:

«Буллой 1321 года Жак д’Юэз запретил спор о том, как относился Христос к вопросу о нищете и частной собственности; через 2 года он объявил, что всякая ссылка на Библию с целью «идеализировать» нищету и бедность являются ересью.»

Конечно, теми, кому есть что терять, управлять гораздо легче.

Примечательно сообщение летописи по воскресенскому списку за 6753 (1245) год об убийстве в Орде князя Михаила Черниговского. С ним можно легко ознакомиться по выложенным в интернете фотографиям издания этой летописи в середине XIX века. Суть его в том, что Михаил с боярами должны были пройти некую процедуру посвящения, чтобы получить право управления на землях, принадлежащих «Батыю и Хану». Приведу цитаты. Сначала духовник Михаила наставлял его перед поездкой:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

На рубеже великой славы
В районном центре - рабочем поселке Матвеев-Курган, есть мемориальный сквер. Он был открыт в ознаменовании 25-летия победы Советских войск на Миус-фронте. В братской могиле под серой мемориальной плитой, спят вечным сном солдаты, павшие в боях за освобождение Матвеева- Кургана (прил., 4). Над братской могилой возвышается памятник-солда ...

Проблема христианизации Руси
Политическая обстановка в X в. требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориента ...

Политический упадок.
Господари вообще менялись каждые три года, и если они оставлялись на второй срок, то должны были внести большую сумму денег для возобновления княжения, именуемую мукарер. Смена господарей происходила настолько часто, что некоторые из них успевали вступать на престол по четыре - пять раз в каждом княжестве. Константин Маврокордат, напри ...