Жёны декабристов
Страница 1

История » Жёны декабристов

14 декабря 1825 года "Россия впервые видела революционное движение против царизма". Смелый вызов самодержавию был сделан в столице Российской империи - в Петербурге, на одной из её центральных площадей.

Всего шесть часов длилось восстание. Против восставших были двинуты вчетверо их превосходящие воинские силы царя. В распоряжении царя была артиллерия. Залпы пушек положили конец восстанию. Всю ночь при свете костров убирали раненых и убитых и смывали с площади пролитую кровь.

Как наиболее передовые и образованные люди своего времени декабристы первыми поняли, что самодержавие и крепостничество – главные причины отсталости России, которые в конечном счёте могли привести её к "гибели". Поэтому ликвидация самодержавия и крепостничества рассматривалась ими в первую очередь как глубоко патриотическая задача "спасения" России. Все декабристы были горячими патриотами. Они называли себя "истинными и верными сынами отечества".

Декабристы называли себя "детьми 1812 года", подчёркивая тем самым, что 1812 год стал исходным моментом их движения. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только громадное военное значение. Она кардинально изменила расстановку сил на внешнеполитической арене, серьёзно потрясла феодальную экономику России, оказала громадное влияние на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального и политического самосознания русского народа, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России и сыграла громадную роль в возникновении декабризма.

Движение декабристов – важное звено в общеевропейском революционном процессе начала 19 в. Восстание в 1825г. Декабристов против царизма – одного из главных "жандармов Европы" - приобрело большое международное значение и получило значительный отклик в странах Западной Европы. Декабристы нанесли серьёзный удар по всему зданию "Священного союза". Это был удар с той стороны, с какой менее всего ожидала его международная реакция. Несомненно, победа декабристов сыграла бы громадную роль в развертывании революционного движения во всей Европе.

После разгрома восстания самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадной жестокостью. По всей стране начались массовые аресты участников тайных обществ декабристов. Сотни их были брошены в казематы Петропавловской крепости. Полгода работал "Высочайше учреждённый Следственный комитет по изысканию соучастников злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 года" .

Следственные комиссии вели расследования по делу декабристов и причастных к ним солдат в Могилеве, Белой церкви, Белостоке, Варшаве, при полках. Сам Николай 1 выступал в роли следователя и тюремщика декабристов, лично производил допросы, определял режим заключения каждому декабристу. В списке привлечённых к следствию значится 579 имён. Это был невиданный для России широкий политический процесс. 121 декабрист был передан Верховному уголовному суду. Из них пятеро (П.И Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский) были поставлены "вне разрядов" и приговорены " к смертной казни четвертованием", 31 подсудимый – " к смертной казни отсечением головы", остальные- к различным срокам каторжных работ и ссылке, к разжалованию в солдаты. Царь "милостиво" заменил четвертование повешением, а "отсечение головы" - пожизненной каторгой. К различным срокам каторги и ссылки приговорены 45 декабристов военными судами в Могилёве и Белостоке. Более 120 декабристов понесли наказания без суда, в административном порядке, по личному указанию царя: заключены в крепости на разные сроки, разжалованы в солдаты, высланы, отданы под надзор полиции. Расправа над декабристами поразила своей жестокостью современников.

Хотя декабристы потерпели поражение, но их дело не пропало. В.И. Ленин отмечал большое историческое значение и тех революционных выступлений, которые терпели поражения. Говоря о "величайшем самопожертвовании" русских революционеров, начиная с декабристов, он указывал, что эти жертвы пали не напрасно, что "они способствовали – прямо или косвенно – последующему революционному воспитанию русского народа"1.

Один из мифов российской истории - миф о так называемых "декабристках" - первых женщинах, обозначивших женщин как явление в общественной жизни России. При этом всячески подчеркивается именно русский характер явления, хотя из 12-ти декабристок русскими были только пять, из остальных две (Анненкова и Ивашева) -- чистокровные француженки, одна (Трубецкая) - француженка по отцу и воспитанию, две польки по крови и культурной ориентации (Ентальцева и Юшневская), две - украинки хотя бы наполовину (Волконская и Давыдова). Все они, однако, принадлежали к сословию, считающемуся носителем русской государственной культуры - дворянству (исключение - наемные работницы Полина Гебль (Анненкова) и Камилла Ле-Дантю (Ивашева)) и в этом качестве действительно были первыми русскими женщинами, поступок которых, стал явлением общественно значимым и повлиявшим на формирование самосознания русских женщин (недаром одной из основоположниц русского женского движения стала внучка декабриста Ивашева).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Отношение к Распутину в обществе
В отношении к Распутину общество можно разделить на три группы: одни боготворили его и верили в его «святость» (часть дворянства, крестьяне, городская беднота); другие участвовали в его кутежах и общались с ним только для того чтобы добиться его расположения и использовать его для своего карьерного роста ил просто из-за того, что это бы ...

революция 1917 г. в России
Вступление России в первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплотились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Однако он продолжался недолго. Поражения на фронте в борьбе с Германией, гибель миллионов россиян, ухудшение положения народа, вызванное войной, — все это п ...

Взаимоотношения с иностранными купцами
К середине 16 века восточным купцам разрешалось свободно приезжать только в пограничные русские города, а пункты, где им позволялось торговать, определялись особо. В первой трети 16 века турки и татары имели право торговать в поселке Холопьем (в Угличском уезде), куда во время ярмарки собирались люди из самых отдаленных мест. Повальным ...