Усиление империалистического гнета и рост демократического движения в Китае
Страница 2

История » Страны востока во время Первой Мировой войны » Усиление империалистического гнета и рост демократического движения в Китае

Учитывая начавшееся в Китае массовое антияпонское движение и отрицательное отношение России, Англии и США к пятой группе требований, японское правительство вынуждено было отказаться от большей их части и объявить их «пожеланиями». 9 мая 1915 г. Юань Шикай заявил о принятии четырех групп японских требований. Этот день вошел в историю Китая как «день национального позора».

Навязав Китаю кабальные соглашения, японский империализм значительно усилил там свои позиции. Это, в свою очередь, вызывало обострение империалистических противоречий между Японией и другими державами, и особенно японо-американских противоречий. Но империалисты выступали единым фронтом против демократического движения китайского народа.

После 9 мая 1915 г. усилилось массовое движение протеста против японской агрессии. Начался бойкот японских товаров.

Американские империалисты полагали, что, подавив с помощью японцев демократическое движение китайского народа, они сумеют, опираясь на свое экономическое превосходство, подчинить себе весь Китай, вытеснить оттуда конкурентов. Американские монополии рассчитывали реализовать свои планы при содействии реакционной клики помещиков, милитаристов и компрадоров, возглавляемой Юань Шикаем, который стремился к реставрации монархии, мечтал стать новым богдыханом.

Одним из главных вдохновителей этих планов был советник Юань Шикая по конституционным вопросам американский профессор Ф. Гудноу. В июле 1915 г. Гудноу опубликовал специальный меморандум по вопросу о государственном устройстве Китая, в котором всячески обосновывал «преимущества» монархического строя. Вскоре американский посол в Китае получил указание своего правительства признать будущий монархический режим в Китае, как только он будет создан.

Генерал-губернаторы провинций по указке Юань Шикая начали посылать в столицу петиции с требованием восстановления монархии. В ноябре — декабре 1915 г. в провинциях проводились собрания специально подобранных «представителей населения», которые высказались за восстановление монархии и «просили» Юань Шикая стать императором. В декабре Юань Шикай «внял этим просьбам» и дал официальное согласие. День 1 января 1916 г. был объявлен первым днем нового монархического летосчисления.

Известие о восстановлении монархии вызвало общее возмущение в стране. Стихийные восстания вспыхнули в Хунани, Ху-бэе, Сычуани. В Шанхае восстала команда военного корабля. Усилилась деятельность сторонников Сунь Ятсена.

В этой обстановке многие представители правящего лагеря предпочли отмежеваться от Юань Шикая. Центром борьбы против монархической реставрации стали южные провинции, начавшие так называемую «третью революцию». 25 декабря 1915г. командующий войсками провинции Юньнань провозгласил независимость Юньнани от Пекина. В январе 1916 г. объявила о независимости провинция Гуйчжоу, в марте — Гу-анси, в апреле — Гуандун. Четыре южные провинции объединились, образовав Южную федерацию во главе с Военным советом «армии защиты республики». Все новые и новые провинции отказывались признавать власть Юань Шикая. В мае 1916 г. в Китай вернулся Сунь Ятсен, который призывал бороться за республику и требовал наказания Юань Шикая. «Ситуация напоминает человека, скачущего верхом на диком тигре», — метко характеризовал положение Юань Шикая Лян Ци-чао. Юань Шикаю пришлось официально заявить об отказе от восстановления монархии. В начале июня он неожиданно умер.

Страницы: 1 2 3 4 5

Жёны декабристов
14 декабря 1825 года "Россия впервые видела революционное движение против царизма". Смелый вызов самодержавию был сделан в столице Российской империи - в Петербурге, на одной из её центральных площадей. Всего шесть часов длилось восстание. Против восставших были двинуты вчетверо их превосходящие воинские силы царя. В распоряж ...

Философия
На богословии и философии Августина лежит глубокий отпечаток его темперамента и биографии. Августин придерживается материалистического взгляда на «дурную природу» человека, которая является следствием первородного греха и передается через половую жизнь. Для Августина человек - это душа, которой служит тело. Но человек - это единство ду ...

Политико-правовые воззрения Владимира Всеволодовича
У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с ка ...