Появление европейцев на юге Африки
Страница 4

Англичане под видом оккупации Наталя рассчитывали провести аннексию его. 5 марта 1842 г. в порту Наталь высадился английский десант, поднялись на борьбу и зулу-сы. Буры, решившие сопротивляться до конца, не смогли выстоять против такого напора. Бурская республика потерпела поражение. В сложившейся ситуации опять часть буром сложила вещи и начала новый трек на северо-запад, за реку Оранжевая и дальше. Другая же часть осталась, отчасти из-за нежелания расстаться с приобретенной крупной собстве-нностью, обещанной не трогать англичанами, другие рассчитывали договориться с англи-чанами или дождаться вмешательства Голландии. Среди оставшихся был и Преториус.

Спустя два года (31 мая 1944 г.) окончательно убедившись в том, что буры не могут возобновить сопротивления, английское правительство провозгласило превращение Наталя в колонию. Под сохранением собственности в руках буров понималось следующее: только те из них могли остаться собственниками, кто имел возможность доказать что в течение года до окончания войны с Англией не отлучался со своих ферм. Почти все буры в это время находились в военных походах, таким образом, хозяйства буров откровенно экспроприировались. Отправляемые протесты Преториусом на имя губернатора оставались без внимания, и бурам ничего не оставалось делать, как начать новый трек. В Натале осталась незначительная часть бурского населения. Это-то и входило в планы английского правительства, которое приступило к колонизации страны английским элементом.

Таким образом, Наталь был аннексирован, но в борьбе за междуречье Оранжевая-Вааль победу одержали буры. В 1852 году Англия подписала с бурами Сандриверскую конвенцию, признав независимость буров, захвативших территорию к северу от р.Вааль. Два года спустя в Блумфонтейне была подписана англо-бурская конвенция, по которой Англия признавала независимость буров, колонизирующих земли между реками Ваалем и Оранжевой. Последовало создание бурскими колонизаторами двух республик – Оранжевого свободного государства (или Оранжевой Республики) в 1854 г. И Южно-Африканской Республики (или Республики Трансвааль) в 1856 г.

В 60-70-х гг. XIX века на юге Африки нашли самые богатые в мире месторождения алмазов, а через четверть века – крупнейшие в мире залежи золота. Алмазы были найдены на “ничейных землях”, т.е. на землях занятых аборигенами, а вот золото нашли в самом Трансваале. На месте добычи золото очень быстро возникали города, одним из таких стал Йоханнесбург.

В связи с вывозом большого количества золота английские банки его накапливали, а финансовые магнаты богатели, в связи, с чем было необходимо постоянное поступление золота в сейфы банков, для укрепления фунта стерлингов и вывоза капитала по-прежнему в больших размерах из Англии, требовалось захватить Южно-Африканскую республику и Оранжевую республику. Первая попытка была предпринята Англией в 1877 г., но восставшие буры отстояли свою независимость. В 1881 г. Англия была вынуждена признать независимость и подписать в претории соответствующую конвенцию. Продолжая, однако, бороться за захват бурских республик, Англия в 1884 г. добилась подписания с Южно-Африканской Республикой Лондонской конвенции, поставившей внешнюю политику этой страны под контроль английского правительства.

Основная борьба за обладание африканскими алмазами развернулась между Англией и Германией, у которой тоже была неподалеку своя колония. “Дойче Банк” развил бурную деятельность, призывая национальные чувства буров, т.к. большинство их были потомками выходцев из соседней с Германией Голландией. В 1895 году между Германией и Трансваалем был подписан торговый договор и проникновение немецких товаров эту страну усилилось. Для отрезанной от моря республики единственным средством связи с другими странами были железные дороги, построенные до портов. При этом вся железнодорожная сеть находилась в руках иностранных компаний. Дороги соединяли шахты с портами и крупнейшими промышленными городами. По средствам именно этого вида транспорта осуществлялся подвоз в республику необходимого вооружения и других товаров из Европы. При этом высок был удельный вес германского капитала в строительстве железных дорог, а наиболее используемым портом был португальский Лоренсу-Маркиш, расположенный на побережье залива Делагоа. Через него в основном проходил подвоз необходимого продовольствия и вооружения в годы Англо-Бурской войны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6