Куликово поле
Страница 4

История » Куликово поле » Куликово поле

Улус Джучи, как известно, простирался от Болгарии далеко за Волгу (до Аральского моря). Поэтому, чтобы собрать все свои войска, Мамаю пришлось занять позицию где-то между Крымом и Волгой. Итак, возникает городок Белая Калитва в пересечении дороги М-21 с Северским Донцом и с поймами рек Калитва, Калитвенец, Быстрая и Кундрючья. Здесь, предположительно, и располагалось Куликово поле. Для более точной локализации необходимо провести исследования на местности. Раскопки здесь могли бы дать окончательный ответ на вопрос о происхождении войска Мамая.

Дон и Северский Донец в летописях часто путали. В «Задонщине» говорится о «Быстром Доне»:

«Пришла к нам весть, братья, что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришел он на Русь и хочет идти на нас в Залесскую землю»

В «Книге Большому чертежу» интересующий нас отрезок Северского Донца, от Царева города (Изюма) до устья описан почему-то дважды, один за другим, в одном есть река Быстрая, но нет Кундрючьей, в другом наоборот. При этом везде указаны Гребневые горы под Белой Калитвой как место около татарской переправы (возможно это и есть место последней переправы войска Дмитрия Донского перед битвой). Отметим, что Непрядва, как приток большого (в летописях «Великого») Дона, вписана в эту книгу по-разному в разных её списках. Сделано это между страницами (в конце одной и в начале другой) и нарушает общий ритм повествования (два абзаца начинаются со слов: «А ниже Епифани» потому, что ниже Епифани вписана Непрядва). Важно заметить, что для похода из Москвы в Крым или к устью большого Дона сам большой Дон пересекать не надо. Именно так и шли древние дороги. Траектории движения войск к полю в тульской области у историков вызывают большие вопросы: огромные армии шли без дорог, несколько раз переходя Дон, зачем? Приход Батыя со стороны Коломны, а точнее с водораздела между Доном и Воронежем обоснован, поскольку это происходило зимой и войска, скорее всего, двигались по древней дороге, идущей по водоразделу по левую сторону от реки Калитва, а затем переходили замёрзший Дон около Воронежа. Такой манёвр позволял выйти к Владимиру и Москве кратчайшим путём, минуя военные пригороды (Елец, Ливны, Тула, Серпухов). По этой же дороге, но в обратную сторону могло двигаться войско Дмитрия Донского.

Остатки названия реки Красной Мечи, до которой гнали войско Мамая, и где погибла большая его часть, можно наблюдать в названии города Красный Сулин (около пересечения М-21 с трассой «Дон»). Сулица – это метательное копье, упомянутое в тексте «Задонщины» и изображённое красным на гербе этого города, расположенного на реке Кундрючья (возможно переименованной после Куликовской битвы). От Красного Сулина до «лукоморья» (в переводе: изгиб морского берега) около 150 километров по прямой. Мамай достаточно быстро мог покрыть это расстояние и оказаться в Крыму, где «фряги» (то есть итальянцы по-русски) его корили за поражение. Согласно официальной версии войско Тохтамыша состояло преимущественно из войска Тамерлана, который, видимо, охранял шёлковый путь восточнее улуса Джучи, то есть в улусе Чагатая (Средняя Азия), контролировавшегося, по нашей версии, непосредственно папой из Рима, и пришёл заместить разбитое войско. Летописный рассказ о походе Тохтамыша на Москву в 1382 году не соответствует датировке затмения, с которого он начинается (см. IV Новгородская летопись). Это затмение А.Н. Морозов в [1] относит к 1378 году (год битвы на реке Воже). Если бы такой поход был, то в нем, скорее всего, должен был бы участвовать Тамерлан, но такого нам не известно. Тохтамыш затем воевал с Тамерланом и был разбит. Логика подсказывает, что Тохтамыш и Тамерлан оказались в дальнейшем в противоборствующих лагерях. Два папы в то же время устраивали крестовые походы друг на друга. Таким образом, Тохтамыш определяется как Климент VII (Авиньонский антипапа 1378–1394). Даты правления Тохтамыша схожие (1381–1395). При таком прочтении напрашивается вывод, что Мамая в Крыму ограбил и убил Климент VII, который потом и перевёз через Авиньон тела Карла и дю Геклена во Францию. Кстати, замок Шатонеф-де-Рандон, где по официальной версии погиб Бертран дю Геклен, – это высокогорное место (около 1500 м.) в 150 км. на северо-запад от Авиньона.

Таким образом, результатом Куликовской битвы был переход улуса Джучи (Руси) из-под французского протектората в непосредственно Римский, что, по-видимому, было легче.

Ещё одним очевидным результатом Куликовской битвы было окончание эпохи крестовых походов. Поход Мамая, по нашей реконструкции, являлся именно крестовым походом, спланированным, однако, светской властью в лице Карла V.

Отметим ещё, что, согласно тексту «Задонщины», Дмитрий Донской вёл с собой знатных сурожан (так русские называли территорию Крыма). Эти люди, по-видимому занимавшиеся торговлей и не раз ходившие по шёлковому пути, могли хорошо знать прилегающую к нему местность. Это позволило Дмитрию Донскому расположить войска таким образом, что неприятелю «негде было расступиться» и он не мог включить в бой всё своё войско сразу, фактически мог быть разбит по частям. Кроме того, узость поля не позволяла маневрировать коннице, а она составляла основу войска Мамая, в то время как русские в основном сражались пешими и совершили эффектный манёвр засадного полка из дубравы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Изменение образа жизни.
Жизнь большинства населения воюющих стран резко изменилась. Ее уровень везде понизился. Длинный ра­бочий день, плохое питание повлекли за собой рост смертности сре­ди гражданского населения. Вместе с боевыми потерями все это при­вело к общему сокращению численности населения Австро-Венгрии, Германии и Франции. Тяжелый повседневный труд, ...

Материальная культура. Быт и обычаи украинского народа
В эпоху феодализма материальная культура, быт и обычаи имели ярко выраженный классовый характер: имущественное неравенство, разделение общества на эксплуататоров-феодалов и эксплуатированных — крестьян, мещан и казаков обусловливали глубокое отличие в укладе их жизни. Крестьяне, мещане и казаки строили свои жилища из дерева, соломы, ка ...

Города в период эпохи Возрождения и промышленного развития
Развитие науки и культуры в период эпохи Возрождения, расширения торговли, переход к мануфактурному и промышленному производству в 17-18 в., оживление общественной жизни в Европе дали мощный импульс формированию городов и городских поселений. Изобретение машин и переход к машинному производству резко усвоил процесс роста городов в Англи ...