Октябрьская революция (март – апрель 1917 года). Создание Советского государства
Страница 8

История » Политический портрет В. И. Ленина » Октябрьская революция (март – апрель 1917 года). Создание Советского государства

Первостепенное значение Ленин при­давал созданию нового государственного ап­парата. Работая по 15-18 часов в сутки, он добился такой организации работы СНК, что последний, по оценке западных исследователей, "в течение первых нескольких месяцев своего существования достиг та­кого же уровня, которого британский кабинет министров смог достичь приблизительно к этому же вре­мени, но уже имея за плечами почти двухсотлетний опыт. По существу, добиться такой отлаженности аппарата, который достиг СНК к концу гражданской войны, британский кабинет смог лишь в течение и после 2-й мировой войны" (Rigly T„ Lenin's Govemnent Sovnarkom. 1917-1922, Cambridge - London - New-York - Melbourne, 1979, p. 223-24).

Первым серьёзным испытанием для Ленина как руководителя Советского государства был поиск выхода из войны. Отказ союзников России начать переговоры о мире выну­дил СНК встать на путь сепарат­ных переговоров с Германией и её союзниками. Ленин, сломив сопро­тивление "левых коммунистов", Троцкого и его сторонников,

добился заключения 3 марта 1918 сепаратного Брестского ми­ра с Германией - по его опре­делению, "позорного", "грабитель­ского", но давшего Советской Респуб­лике мирную передышку (см.: ПСС. т. 36. с. 17. 21, 25).

По предложению Ленина СНК при­нял решение о своём переезде. 11 марта 1918 СНК и ЦК РКП(б) прибыли в Москву. Местом рас­положения правительства стал Кремль, где были рабочий кабинет и квартира Ленина. В апреле Ленин публикует в "Правде" первую крупную послеоктябрьскую работу "Очередные за­дачи Советской власти"; в ней выдви­галась программа преобразова­ний, создающих условия для построения социализма в стране с учётом её исторических условий, в част­ности многоукладности экономи­ки, и сформулированы принципы экономической политики, рассчитанной на восстановление и подъём народного хозяйства, обоснована идея об использова­нии государственного капитализма, а также о том, что "без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта переход к социализму невозможен" (там же. с. 178).

Чрезвычайные обстоятельства - угроза голода - заставили СНК под­твердить введённую ещё в марте Временным правительством хлебную монопо­лию, с конца 1917 направлять в деревню для заготовки хлеба продотряды, с мая 1918 вве­сти декретом ВЦИК и СНК продовольственную диктатуру. Ленин в мае писал А.Г. Шляпникову: "Мы явно по­гибнем и погубим всю революцию, если не победим голода в ближайшие месяцы" (ПСС. т. 50, с. 82). Он был сторонником жёстких, принудительных мер против "саботажников", "спекулянтов" и "кулаков", основных, по его мне­нию, держателей хлеба и винов­ников голода. "Либо сознательные передовики - рабочие . заставят кулака подчиниться . либо бур­жуазия при помощи кулаков . сбросит Советскую власть" (ПСС, т. 36. с. 360). Ленин призвал рабочий класс организовать великий "крестовый поход" против них (там же, с. 361). Борьба за хлеб ускори­ла летом 1918 перегруппировку классовых сил в деревне. Суть её состояла в том, что власть в деревне была передана от общекрестьянских Советов комитетам бедноты. Ленин считал заслугой РКП(б), что она "сверху" внесла гражданскую войну в деревню, расколола крестьянство, что­бы в лице беднейшего крестьянства получить опору против деревен­ской буржуазии (см.: ПСС, т. 37. с. 310. 315. 508-09).[38]

Оценивая деятельность Ленина с позиции русского интеллигента-либе­рала, Н.А Бердяев писал: "Он решил воспользоваться крестьянством для пролетарской революции, и он успел в этом деле. .совершил прежде всего аграрную революцию, воспользо­вавшись многим, что раньше утверждали социалисты-народни­ки Это сопровождалось провоз­глашением новой революционной морали, соответствующей новому психическому типу и новым условиям (Бердя­ев. указ. соч., с. 102).[39]

Диктатура пролетариата стала осуществляться во всё более суровой форме. Заключение Бре­стского мира, установление продовольственной диктатуры привели к расколу правительств, коалиции больше­виков с левыми эсерами. Послед­ние организовали антибольшевистского вооруженного выступления в начале июля 1918 в Москве. Одновременно правые эсеры подняли восстание в Ярославле и других местах, а затем перешли к тактике индивидуаль­ного террора против руководите­лей большевистской партии (в т.ч. 30 августа покушение на Ленина). Раз­вёртывание с лета 1918 крупно­масштабной Гражданской войны под­толкнуло большевиков осенью 1918 к возведению "красного террора", применявшегося и ра­нее в ранг государственной политики. Ленин, рассматривая террор как неиз­бежное зло, присущее всем революциям прошлого, как необ­ходимую и оправданную состав­ную часть защиты революции (см.: ПСС, т. 38. с. 261-62; т. 36, с. 475-77), высоко оценивал за­слуги ЧК осуществлявшей этот террор, видя в ней проводника диктатуры пролетариата (см.: ПСС. т. 37, с. 173-74). "Красный террор" принял наиболее жестокие и массовые формы в 1919-20, вызвав резкий протест в гума­нистически настроенных слоях общества (см.: Короленко В.Т., Пись­ма А.В.Луначарскому. "Новый мир", 1988. № 10; его же, Письма X.T. Раковскому. "Вопро­сы истории". 1990, № 10).[40]

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Образование и наука второй половины XIX в.. Развитие образования.
Наследием крепостной эпохи "был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была ...

Становление культуры украинского народа. Быт и обычаи
Духовная культура украинского народа развивалась как феодальная, то есть такая, которая служила господствующему классу. Но эксплуатируемые массы крестьян, казаков и горожан Украины создавали свою, демократическую культуру, которая идейно противостояла феодальной. Демократическая культура подчинялась интересам антифеодальной и освободите ...

Хронограммы
Османы развивали искусство хронограммы (эбд-жед), которое состоит в том, чтобы, подсчитывая численные выражения арабских букв, составляющих фразу или часть фразы, получить цифру. Последняя соответствует дате, которую хотел обозначить автор хронограммы. Конечно, речь идет, о поэтическом упражнении, которое можно найти прежде всего в лите ...