Социально-политический кризис в начале XX в.Страница 4
Для решения рабочего вопроса правительство пошло на расширен • фабричного законодательства, так как одними репрессиями нельзя было погасить недовольство. В 1897 г. был принят закон об ограничении рабочего дня 11,5 часами. Были расширены права фабричной инспекции, призванной следить за нарушением законов предпринимателями, гасить возможные причины забастовок. В 1903 г. был принят закон о компенсациях фабрикантами рабочим, получившим травму на производстве. Эти постановления правительства не выполнялись.
«Попечительная» политика правительства выражалась и в создании легальных рабочих организаций под наблюдением полиции. Цель состояла в том, чтобы отвлечь пролетариат от антиправительственной борьбы. На некоторое время часть рабочих увлеклась идеей сотрудничества с властями и начала участвовать в «зубатовских» организациях, названных по имени их инициатора, начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова. Законом 1903 г. рабочим было разрешено выбирать старост, следивших за соблюдением предпринимателем условий найма. Политика «полицейского социализма» натолкнулась на сопротивление фабрикантов, решивших, что полиция натравливает на них трудящихся, и на недоверие самих рабочих, которым надоело ждать обещанных реформ.
Для решения аграрно-крестьянского вопроса правительство учредило в 1902 г. «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Предложения С.Ю. Витте о расширении имущественных и гражданских прав крестьян, о переходе от общинного к хуторскому землевладению правительство (под напором консервативной бюрократии) посчитало преждевременными. Манифест в феврале 1903 г. подтвердил неприкосновенность общинного землевладения. Однако в 19031904 гг. был принят ряд законов, облегчавших отдельным крестьянам выход из общины, позволявших переселяться на казенные земли и уравнивавших крестьян в правах с другими сословиями. Эти частичные уступки не решили аграрно-крестьянский вопрос.
В своей внутренней политике начала XX в. правительство не смогло удовлетворить запросы ни одной социальной группы. Даже помещики были недовольны, так как, по их мнению, власть оказалась неспособной защитить ни себя, ни свою социальную опору. Среди консервативно-монархической части населения (помещики, духовенство, купцы и мещане) появилась идея создания политических или общественных организаций для помощи правительству в его борьбе с революционерами и либералами.
Влияние на политику
«Царь царствует, а царица правит…под указку Распутина»
Сазонов.
Министерская чехарда
При таком безграничном доверии царя Распутину было совсем не трудно фактически перенять борозды правления государством из слабых рук безвольного
государя в свои. Мнение Распутина о том или ином человеке не оставалось без влияния, особенно, когда го ...
Заключение. Значение реформ Петра 1
Определяя историческую значимость реформ Петра 1, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословления потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес « величайший вр ...
Причины, характер и основные этапы первой мировой войны.
28 июня 1914 г. сербский студент из национал - террористической организации “Черная рука” Гаврило Принцип застрелил наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену. Это произошло в боснийском городке Сараево, куда эрцгерцог прибыл на маневры австрийских войск. Босния в то время еще оставалась в составе Австро-Ве ...