Внутренняя политика в России в первой половине XIX в

История » История России с древнейших времен до наших дней » Внутренняя политика в России в первой половине XIX в

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой — усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени.

Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.

Важным рубежом во внутренней политике стал 1825 г., так как восстание декабристов привело к усилению ее реакционного характера.

Три проблемы: структура государственного управления, взаимоотношения помещиков и крестьян, система образования — занимали центральное место во внутренней политике первой половины XIX в. Решение первого вопроса правительство видело в углублении централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизации экономики, обеспечивающей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.

Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в 213 первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.

Морская
Сухопутная Ввоз Вывоз Ввоз Вывоз В 1841 г. 57 70 23 10 В 1851 г. 74 75 29 20 В 1861 г. 118 140 47 33 В 1871 г. 209 284 152 77 В 1881 г. 304 370 207 148 В 1891 г. 228 501 151 207 В 1897 г. 303 540 257 187 ...

Понятие и сущностные характеристики модернизации.
Понятие модернизации. Современная эпоха сегодня стремительно изменяется. Цивилизованный мир находится на пороге новой цивилизации. Ученые пытаются найти название новым реалиям, которое отражало бы сущность происходящих изменений: информационное общество, постмодернистское общество и т.д. Начинают формироваться качественно новые черты: ...

Советско-Германские отношения после пришествия фашистов к власти (1933 г.). Курс на создание единого антифашистского фронта. План коллективной безопасности
С приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера в начале 1933 г. сталинское руководство реально оценивало военную угрозу, исходившую от фашистов. Было свернуто тайное военное сотрудничество с Германией. Если два агрессивных государства- Германия и Япония- демонстративно вышли из лиги наций, то СССР в 1934 был приглашен и вступил в эту ор ...