Заключение. Значение реформ Петра 1
Определяя историческую значимость реформ Петра 1, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословления потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес « величайший вред будущности России». Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут, на иностранный лад.
Одни считают (В. Ключевский), что «реформы Петра 1 были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел на пролом, не жалея собственных сил». Другие – «насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России».
Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.
Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра 1: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра 1 – великим государственным деятелем.
Русь в эпоху феодальной раздробленности (XII – XIV века)
Единство государства в значительной степени поддерживалось военной мощью киевских князей. Однако уже в середине XI в. все отчетливее стали проявляться признаки дробления государства. Наступило время усобиц, конфликтов и соперничества. На Любеческом съезде (1097) сыновья Ярослава Мудрого приняли решение признании полной самостоятельности ...
История России с древнейших времен до наших дней. Введение
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.
Historia est magistra vitae («История — наставница жизни») — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лабор ...
Образование первой половины ХIХ в.
Согласно уставу 1804 г. создавалась стройная и последовательная система управления всеми учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:
1. Приходские училища
2. Уездные училища
3. Гимназии
4. Университеты
Страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. ...

