Исследования семьи и брака
Страница 1

У Беккера есть обширные исследования в области экономики семьи, которые находятся на стыке экономики, демографии, социологии, права и даже морали. Он подверг экономическому анализу семью, в том числе брак, развод, выбор числа детей, а так же решение вопросов, связанных с их здоровьем, воспитанием, обучением и образованием и т.п. Исследования Беккера в этой области получили название "новой теории потребления" ("new theory of consumption"). Беккер считается одним из создателей этой теории наряду с Дж. Матом и К. Ланкастером. В отличие от них, в своих работах Беккер делает упор на анализ альтернативного использования времени.

По мнению Беккера, главой семьи считается тот, кто «направляет денежные трансферты остальным членам, заботясь об их благосостоянии». Он добровольно передаёт им ресурсы. В какой-то степени это, по его мнению, является благотворительной деятельностью внутри семьи. Беккер говорит о воздействии «изменений доходов из различных источников на размер пожертвований и на расходы с целью ослабления чувства зависти».

Также интересной является работа «Несколько замечаний о ресторанных ценах и других примерах социальных воздействий на цены». Здесь Беккер утверждает, что существуют «социальные виды деятельности, для которых характерно совместное, отчасти публичное потребление продукта или услуги», и индивидуальный спрос на этот продукт или услугу зависит от спроса на них со стороны других потребителей. Он обнаруживает «два различных локальных равновесия, максимизирующих прибыль: одно при избыточных мощностях и низкой цене и другое при избыточном спросе и высокой цене». Это позволяет объяснить некоторые факты. Среди них, например, воздействие на потребителей рекламы и паблисити, разный успех почти одинаковых ресторанов, удачи и провалы на книжном рынке, особенности формирования цен на книги. Модель объясняет то, что «гораздо легче перейти из категории «популярный» в категорию «непопулярный», чем наоборот. Им рассматривается экономическая сфера через анализ социальной сферы.

Еще одной работой американского экономиста стала статья «Группы давления и политическое поведение». Здесь Беккер утверждает, что индивиды принадлежат к группам, использующим политическое давление для улучшения благосостояния своих членов. Конкуренция между группами определяет равновесную структуру налогов, субсидий и других политических благ. Доказывается теорема: группа, чья эффективность при оказании политического давления повышается, получает возможность снизить для себя налоги или увеличить субсидии (вследствие этого ключевую роль играют не абсолютные, а относительные показатели эффективности группы).

Работа «Выбор партнёров на брачных рынках» характеризует уровни «качества» и «производительности» в рыночной и нерыночной деятельности, соответствующие «цены». Начиная со случая моногамии, «брачный рынок максимизирует объём выпуска не в каком-либо отдельно взятом браке, а во всех браках» (выпуск при этом включает «количество и качество детей, сексуальное удовлетворение и другие блага, которые при подсчёте национального продукта никак не учитываются». Выбор партнёров может происходить по сходству (положительная сортировка) или по различию (отрицательная сортировка) тех или иных характеристик – финансовых, биологических или психологических. В работе подтверждается «распространённое мнение, что более красивые, обаятельные и талантливые женщины склонны к вступлению в брак с более богатыми и преуспевающими мужчинами».

Если численность мужчин и женщин неодинакова, то одинокими остаются самые низкокачественные представители избыточного пола (если выбор происходит по сходству) и самые высококачественные (если выбор происходит по различию). Равновесный доход и тип супруга при оптимальной сортировке зависят от характеристик всех участников рынка, а не только от него самого.

Этот анализ может учитывать различия в предпочтениях и как частный случай – эмоциональную привязанность. Специальное внимание уделено ситуации, когда распределение произведённых в браке благ не определяется рынком, а является жёстко заданным. Тогда у мужчин возникает необходимость передавать женщинам (или у женщин – мужчинам) деньги или имущество, чтобы склонить их к браку («выкуп за невест» и «приданое» соответственно).

Страницы: 1 2 3

Предпосылки появления алкоголизма на Руси. Предпосылки политического характера
В научно-популярной литературе много говорится о причинах пьянства на Руси. И в основном авторы подобных книг ссылаются на национальные обычаи и традиции русского народа. Но, по мнению Г.М. Карагодина, причину того, что люди пьют, можно сравнить с попыткой объяснить, почему жители России надевают зимой теплую верхнюю одежду: зимой холод ...

История появления алкоголя на Руси. Появление алкоголизма на Руси
Точная дата появления винокурен на Руси неизвестна, но наиболее вероятным можно считать период с 1448-1478 годов. Где-то в этот промежуток времени создается российское винокурение и изобретается технология выгонки хлебного спирта. Известно, что в 1478 году хлебное вино было уже настолько популярно, что была введена казенная монополия н ...

Оборона побережья в октябре–декабре 1942 года.
Оборона побережья Новороссийской базы осуществлялась частями 56-й и 47-й армий и морской пехоты, береговыми батареями, ранее выставленными минными заграждениями, силами охраны водного района, бригады торпедных катеров и авиации флота. Перед этими силами стояла задача прочно оборонять от возможного вражеского десанта район побережья от м ...