Христианство на Руси в 882-912 гг.

В 882 году, согласно «Повести временных лет», в Киевской земле произошел переворот. Киев был захвачен новгородским князем Олегом, который, уничтожив правивших там князей – Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в городе. Позиция Олега по отношению к христианству и к киевским христианам была по-разному расценена историками.

В.И. Ламанский считал, что этот князь-язычник благосклонно относился к христианам. Ламанский высказал также предположение , что церковь св.Ильи возникла в Киеве во времена Олега, а при ней появился и церковный клир.

А.В.Карташев полагал, что Олег был яростным противником христианства. Примерно такую же оценку религиозной политике Олега дал и Б.Я.Рамм. Он писал, что «крещение, принятое после 860г. киевлянами, возможно, во главе с их князем Аскольдом, не получило широкого распространения» и после захвата Киева в 882г. Олегом «восторжествовали старые верования».[7]

Возможно, что и смена власти в Киеве произошла из-за отсутствия поддержки со стороны жителей религиозной политики киевских правителей. В пользу этого предположения имеется одно свидетельство, которое содержит поздняя Иоакимовская летопись.

Н.С.Гордиенко без ссылок на первоисточники прямо заявляет о появлении в IX веке на Руси римских миссионеров, «в том числе и в епископском сане», пропагандировавших христианство среди социальных верхов. Он говорит также, что проповедниками христианства на Руси выступали византийские купцы и «варяжские дружинники».

В середине IX века были попытки викингов захватить Курляндию. Среди викингов были и христиане. Из этого можно сделать бесспорный вывод о попытках распространения новой веры и в северо-западных районах Восточной Европы.

Б.Я. Рамм считал, что с захватом Олегом Киева христианство на Руси хотя и потерпело фиаско в качестве главной религии киевлян, но совсем не исчезло. Напротив, в IX или начале X века русская церковь получила организационное оформление: она считалась митрополией Константинопольского патриарха и в церковном уставе Льва VI числилась на 61-м месте.

Действительно, до наших дней дошло так называемое «Постановление императора Льва Мудрого о порядке престолов церковных, подлежащих патриарху константинопольскому», где имеется упоминание о 61-й Русской митрополии.[8]

Реформы Константина Маврокордата.
Николае Маврокордат, вернувшись из австрийского плена, вновь правил в Валахии до 1730 года, после чего на трон вступил его сын Константин. Константин Маврокордат по нескольку раз правил в Валахии и в Молдове с 1730 по 1769 годы. Находясь под сильным влиянием административных идей европейских монархов, он различными грамотами, одобренны ...

Польские беженцы начала XX века
В начале XX века социальный состав польской диаспоры в Енисейской губернии изменился. Основу составляли ссыльные поселенцы и их потомки. Амнистией, дарованной манифестом царя 17 октября 1905 г., многие не воспользовались, т.к. были обременены семьями. К этой группе поляков в Сибири относились вольные и насильственные переселенцы (столып ...

Отечественная война 1812 года
Вторжение наполеоновских армий в Россию было воспринято Александром не только как величайшая угроза России, но и как личное оскорбление, а сам Наполеон стал отныне для него смертельным личным врагом. Не желая повторять опыт Аустерлица и, подчиняясь давлению своего окружения, Александр покинул армию и вернулся в Петербург. В течение всег ...