Внутренняя и внешняя политика Александра IСтраница 1
После убийства Павла I в результате дворцового переворота императором России стал его сын Александр I.
Вступив на престол, Александр был намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины Великой, которая говорила, что лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.
Александр восстановил отменённые Павлом “Жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали Александру славу либерала.
Он много сделал для обучения своих подданных: во всех уездных городах учредил уездные училища, а в губернских - гимназии. Основал университеты в Казани, Харькове и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге были устроены высшие учебные заведения под названием педагогических институтов.
В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.
В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917г.).
Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые, во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.
Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления. Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.
В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.
Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами: 1) власть Сената ограничивалась только императором; 2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции; 3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им опубликовывались; 4) Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз, когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами; 5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране; 6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве; 7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.
Отношения с царской семьей
«Он не ищет милостей у своих августейших патронов, а они преклоняются и заискивают перед ним. Вымаливают у него заступничество перед судьбой, благословения и рекомендаций от имени Бога»
Николай II по своей природе был очень мнительным и недоверчивым. Единственными, кто пользовался его доверием, были различные кудесники, которые заполня ...
Упадок княжеств в эпоху фанариотов.
Эпоха господства фанариотов обозначила собой продолжение и усиление периода упадка и унижения румынских стран, в XVII веке. Во-первых, продолжался политический упадок. ...
Даймлер и Бенц - основоположники автомобилестроения
Отрасль автомобилестроения была заложена в Германии, где в 1885 году Карл Бенц (Karl Benz) (1848-1929) сконструировал свою трехколесную "повозку с бензиновым двигателем". Тогда же Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) (1834-1900) построил велосипед с мотором, а год спустя - "повозку" на моторной тяге.
Задолго до них уже ...