Циклическая концепция развития цивилизаций
Страница 1

История » Культурно-исторические типы цивилизаций » Циклическая концепция развития цивилизаций

Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался на простых и доступных всем наблюдениях: жизненно-биологический путь человека (рождение, рост, молодость, зрелость, старость, смерть), лунные фазы, смена времени года и. т.д. поэтому цикличность, цикл - обязательный элемент всех мифов об умерших и воскресших богах, катастрофах и обновлениях мира. Такие мифы есть у разных народов и культур.

Первые описания циклического взаимопревращения основных элементов или стихий мира встречаем у Гераклита. Он называет трансформацию в направлении "земля - вода-воздух-огонь" - путем вверх, трансформацию в обратном направлении - путем вниз. Следуя Гераклиту, довели циклизм до логического завершения: в космосе время от времени происходит всеобщее воспламенение (через каждые 18.000 или 10.800 лет) или "мировой пожар", за которым следует период влаги, благодаря чему сохраняются логосы-семена всего сущего. Из этих семян вырастает новый космос.

Проблемы культурно-исторической цикличности и анализ типов цивилизаций нашли свое продолжение у Данилевского. Он считал, что лишь не многие народы смогли создать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами.

Все народы он разделил на три основных класса:

1) Позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации и культурно-исторические типы.

2) Негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам, не создали великих цивилизаций, но как "Божий кнут" способствовали гибели дряхлых, умирающих цивилизаций.

3) Народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии развития и становится этнографическим материалом.

В книге "Россия и Европа" Данилевский излагает законы исторического развития, вытекающие из его группировки явлений по культурно-историческим типам.

Закон 1. Всякое племя или семейство, говорящее на одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, представляет культурно-исторический тип.

Закон 2. Условием к зарождению цивилизаций является наличие политической независимости у народов, принадлежащим к данному культурно-историческому типу.

Закон 3. Начало цивилизаций одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя. Однако цивилизации воздействуют друг на друга.

Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, расцвета, когда разнообразные этнографические элементы составляют федерацию или политическую систему государств, а не представляют одно политическое целое.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется многолетним растениям, у которых период роста продолжителен, цветения - относительно короток, а затем - истощение жизненных сил.

Таким образом, по Данилевскому большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в нескольких областях деятельности. (Например: греческая достигла высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская в области права, и. т.д.

Прогресс человечества не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле исторической деятельности вдоль и поперек.

Точка зрения Освальда Шпенглера необыкновенно интересно изложена в книге "Закат Европы" (1923 год). Он пишет, что всякая культура имеет свою собственную цивилизацию, а цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры. "Цивилизация, есть завершение… к нему приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры".

Итак, по Шпенглеру история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, которые переживают рождение, становление и закат и имеют сугубо индивидуальную судьбу.

Для более полного понимания проблем развитых цивилизаций необходимо остановиться хотя бы очень коротко на "больших циклах" Кондратьева и циклическом контуре пассионарной концепции Гумилева.

Теория "больших циклов" (48-55 лет) касается экономических проблем общества, но их социально-исторические обобщения легли в основу волнового циклического процесса.

Ключом к пониманию гумилевской концепции является понятие этноса. Именно этносы являются феноменами, в которых осуществляется взаимодействие людей и природной среды. Природа этноса, по Гумилеву - энергетична. Пассионарность - это эффект воздействия энергии живого вещества на характер и поведение человека, члена того или иного этноса. Пассионарность - это антиинстинкт, идущий вразрез с инстинктом самосохранения. Ради достижения цели, пассионарная личность не жалеет ни сил, ни жизни (как своей, так и других людей). Пассионарных личностей не много, но именно они создают необходимую для развития этноса критическую массу. Именно эта энергия уходит на создание культурных ценностей, политической деятельности и. т.д. Появляются пассионарии в результате пассионарного толчка, который длится от 1 до 5 лет. По Гумилеву, на вытянутой и узкой полосе земной поверхности (200-300 км) в результате космического облучения возникает серия пассионарных популяций. Новые этносы появляются через 130-160 лет инкубационного брожения этих популяций. Вектор этногенеза идет по фазам:

Страницы: 1 2

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
Вторая половина 60-х — середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить ...

Предпосылки появления алкоголизма на Руси. Предпосылки политического характера
В научно-популярной литературе много говорится о причинах пьянства на Руси. И в основном авторы подобных книг ссылаются на национальные обычаи и традиции русского народа. Но, по мнению Г.М. Карагодина, причину того, что люди пьют, можно сравнить с попыткой объяснить, почему жители России надевают зимой теплую верхнюю одежду: зимой холод ...

Образование и наука второй половины XIX в.. Развитие образования.
Наследием крепостной эпохи "был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была ...