Циклическая концепция развития цивилизацийСтраница 1
Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался на простых и доступных всем наблюдениях: жизненно-биологический путь человека (рождение, рост, молодость, зрелость, старость, смерть), лунные фазы, смена времени года и. т.д. поэтому цикличность, цикл - обязательный элемент всех мифов об умерших и воскресших богах, катастрофах и обновлениях мира. Такие мифы есть у разных народов и культур.
Первые описания циклического взаимопревращения основных элементов или стихий мира встречаем у Гераклита. Он называет трансформацию в направлении "земля - вода-воздух-огонь" - путем вверх, трансформацию в обратном направлении - путем вниз. Следуя Гераклиту, довели циклизм до логического завершения: в космосе время от времени происходит всеобщее воспламенение (через каждые 18.000 или 10.800 лет) или "мировой пожар", за которым следует период влаги, благодаря чему сохраняются логосы-семена всего сущего. Из этих семян вырастает новый космос.
Проблемы культурно-исторической цикличности и анализ типов цивилизаций нашли свое продолжение у Данилевского. Он считал, что лишь не многие народы смогли создать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами.
Все народы он разделил на три основных класса:
1) Позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации и культурно-исторические типы.
2) Негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам, не создали великих цивилизаций, но как "Божий кнут" способствовали гибели дряхлых, умирающих цивилизаций.
3) Народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии развития и становится этнографическим материалом.
В книге "Россия и Европа" Данилевский излагает законы исторического развития, вытекающие из его группировки явлений по культурно-историческим типам.
Закон 1. Всякое племя или семейство, говорящее на одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, представляет культурно-исторический тип.
Закон 2. Условием к зарождению цивилизаций является наличие политической независимости у народов, принадлежащим к данному культурно-историческому типу.
Закон 3. Начало цивилизаций одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя. Однако цивилизации воздействуют друг на друга.
Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, расцвета, когда разнообразные этнографические элементы составляют федерацию или политическую систему государств, а не представляют одно политическое целое.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется многолетним растениям, у которых период роста продолжителен, цветения - относительно короток, а затем - истощение жизненных сил.
Таким образом, по Данилевскому большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в нескольких областях деятельности. (Например: греческая достигла высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская в области права, и. т.д.
Прогресс человечества не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле исторической деятельности вдоль и поперек.
Точка зрения Освальда Шпенглера необыкновенно интересно изложена в книге "Закат Европы" (1923 год). Он пишет, что всякая культура имеет свою собственную цивилизацию, а цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры. "Цивилизация, есть завершение… к нему приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры".
Итак, по Шпенглеру история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, которые переживают рождение, становление и закат и имеют сугубо индивидуальную судьбу.
Для более полного понимания проблем развитых цивилизаций необходимо остановиться хотя бы очень коротко на "больших циклах" Кондратьева и циклическом контуре пассионарной концепции Гумилева.
Теория "больших циклов" (48-55 лет) касается экономических проблем общества, но их социально-исторические обобщения легли в основу волнового циклического процесса.
Ключом к пониманию гумилевской концепции является понятие этноса. Именно этносы являются феноменами, в которых осуществляется взаимодействие людей и природной среды. Природа этноса, по Гумилеву - энергетична. Пассионарность - это эффект воздействия энергии живого вещества на характер и поведение человека, члена того или иного этноса. Пассионарность - это антиинстинкт, идущий вразрез с инстинктом самосохранения. Ради достижения цели, пассионарная личность не жалеет ни сил, ни жизни (как своей, так и других людей). Пассионарных личностей не много, но именно они создают необходимую для развития этноса критическую массу. Именно эта энергия уходит на создание культурных ценностей, политической деятельности и. т.д. Появляются пассионарии в результате пассионарного толчка, который длится от 1 до 5 лет. По Гумилеву, на вытянутой и узкой полосе земной поверхности (200-300 км) в результате космического облучения возникает серия пассионарных популяций. Новые этносы появляются через 130-160 лет инкубационного брожения этих популяций. Вектор этногенеза идет по фазам:
Философия
Крайне уродливые формы приняла борьба на философском фронте. Основные дискуссии между различными группами и течениями в советской философии закончилась еще 1931–1932 гг. победу одержала группа сравнительно молодых, но крайне активных философов – сталинистов, которые оттеснили на второй план другие течения в философии, демагогически обоз ...
Майя
На юго-востоке центральноамериканского региона на территории площадью около 350 тыс. кв. км, включавшей мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Табаско и восток Чьяпаса, Кинтанароо, Республику Гватемала, Белиз, запад Гондураса, 1500 лет назад существовало множество городов-государств. Их жители говорили практически на одном языке, поклоняли ...
История Швейцарии
Швейцария – государство в Центральной Европе. Предание гласит: когда Бог распределял богатства недр по Земле, Ему не хватило их для крошечной страны в сердце Европы. Чтобы исправить такую несправедливость, Он облек эту маленькую страну дивной красотой: подарил горы, подобные небесным замкам, сверкающие белизной ледники, поющие водопады, ...

