Циклическая концепция развития цивилизаций
Страница 1

История » Культурно-исторические типы цивилизаций » Циклическая концепция развития цивилизаций

Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался на простых и доступных всем наблюдениях: жизненно-биологический путь человека (рождение, рост, молодость, зрелость, старость, смерть), лунные фазы, смена времени года и. т.д. поэтому цикличность, цикл - обязательный элемент всех мифов об умерших и воскресших богах, катастрофах и обновлениях мира. Такие мифы есть у разных народов и культур.

Первые описания циклического взаимопревращения основных элементов или стихий мира встречаем у Гераклита. Он называет трансформацию в направлении "земля - вода-воздух-огонь" - путем вверх, трансформацию в обратном направлении - путем вниз. Следуя Гераклиту, довели циклизм до логического завершения: в космосе время от времени происходит всеобщее воспламенение (через каждые 18.000 или 10.800 лет) или "мировой пожар", за которым следует период влаги, благодаря чему сохраняются логосы-семена всего сущего. Из этих семян вырастает новый космос.

Проблемы культурно-исторической цикличности и анализ типов цивилизаций нашли свое продолжение у Данилевского. Он считал, что лишь не многие народы смогли создать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами.

Все народы он разделил на три основных класса:

1) Позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации и культурно-исторические типы.

2) Негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам, не создали великих цивилизаций, но как "Божий кнут" способствовали гибели дряхлых, умирающих цивилизаций.

3) Народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии развития и становится этнографическим материалом.

В книге "Россия и Европа" Данилевский излагает законы исторического развития, вытекающие из его группировки явлений по культурно-историческим типам.

Закон 1. Всякое племя или семейство, говорящее на одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, представляет культурно-исторический тип.

Закон 2. Условием к зарождению цивилизаций является наличие политической независимости у народов, принадлежащим к данному культурно-историческому типу.

Закон 3. Начало цивилизаций одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя. Однако цивилизации воздействуют друг на друга.

Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, расцвета, когда разнообразные этнографические элементы составляют федерацию или политическую систему государств, а не представляют одно политическое целое.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется многолетним растениям, у которых период роста продолжителен, цветения - относительно короток, а затем - истощение жизненных сил.

Таким образом, по Данилевскому большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в нескольких областях деятельности. (Например: греческая достигла высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская в области права, и. т.д.

Прогресс человечества не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле исторической деятельности вдоль и поперек.

Точка зрения Освальда Шпенглера необыкновенно интересно изложена в книге "Закат Европы" (1923 год). Он пишет, что всякая культура имеет свою собственную цивилизацию, а цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры. "Цивилизация, есть завершение… к нему приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры".

Итак, по Шпенглеру история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, которые переживают рождение, становление и закат и имеют сугубо индивидуальную судьбу.

Для более полного понимания проблем развитых цивилизаций необходимо остановиться хотя бы очень коротко на "больших циклах" Кондратьева и циклическом контуре пассионарной концепции Гумилева.

Теория "больших циклов" (48-55 лет) касается экономических проблем общества, но их социально-исторические обобщения легли в основу волнового циклического процесса.

Ключом к пониманию гумилевской концепции является понятие этноса. Именно этносы являются феноменами, в которых осуществляется взаимодействие людей и природной среды. Природа этноса, по Гумилеву - энергетична. Пассионарность - это эффект воздействия энергии живого вещества на характер и поведение человека, члена того или иного этноса. Пассионарность - это антиинстинкт, идущий вразрез с инстинктом самосохранения. Ради достижения цели, пассионарная личность не жалеет ни сил, ни жизни (как своей, так и других людей). Пассионарных личностей не много, но именно они создают необходимую для развития этноса критическую массу. Именно эта энергия уходит на создание культурных ценностей, политической деятельности и. т.д. Появляются пассионарии в результате пассионарного толчка, который длится от 1 до 5 лет. По Гумилеву, на вытянутой и узкой полосе земной поверхности (200-300 км) в результате космического облучения возникает серия пассионарных популяций. Новые этносы появляются через 130-160 лет инкубационного брожения этих популяций. Вектор этногенеза идет по фазам:

Страницы: 1 2

Культура этрусков
О высоком уровне этрусского искусства свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени саркофаги со скульптурными изображениями, статуи, фрески и остатки этрусской архитектуры, которую можно считать основой всей италийской архитектуры. Вопрос о происхождении этрусского искусства представляется сложным, особенно когда речь идёт об ег ...

Восшествие на престол императрицы Елизаветы
Дворцовый переворот, приведший к восшествию на престол Елизаветы, имел ряд особенностей. Как показал Е.В.Анисимов, это был один из самых «демократических» переворотов, так как в его подготовке активное участие принимали низы Гвардии. С молодых лет отличавшаяся весьма вольным поведением принцесса Елизавета была в тесном контакте с гвард ...

Политика императоров и их военные действия. Реформы Александра I.
В середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были В.П. Кочубей, князь А.А. Чарторыйский, граф А.С. Строганов, Н.Н. Новосильцев — двоюродный брат Строганова. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки Павловского царствования и строились планы на будущее. Контроль над деятельностью монар ...