Внутренняя и внешняя политика Александра IСтраница 2
По закону председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-прокуроры. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.
Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников.
Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената.
Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.
В 1809 г. по поручению Александра М. М. Сперанский составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров.
Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.
Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения.
Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли.
В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.
Однако реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью.
В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815) , сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной грамоты Российской империи” (1819-1820), первой Конституции за всю многовековую историю России. В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.
В 1-ой чeтвepти XIX в. внeшняя пoлитикa Poccии oпpeдeлялacь ee пpoтивocтoяниeм нaпoлeoнoвcкoй Фpaнции, cтpeмившeйcя к миpoвoмy гocпoдcтвy. В 1805 г. Poccия в coюзe c Aвcтpиeй и Aнглиeй вcтyпилa в вoйнy пpoтив Haпoлeoнa. Boйнa былa нeyдaчнaя для coюзникoв, и пpи Aycтepлицe (в кoнцe 1805 г.) pyccкиe и aвcтpийcкиe вoйcкa были paзбиты. В кpoвoпpoлитнoй битвe пpи Пpeйcиш-Эйлay pyccкиe вoйcкa пoд кoмaндoвaниeм Бeнигceнa oтpaзили нaтиcк Haпoлeoнa, нo лeтoм 1807 г. Haпoлeoнy yдaлocь paзбить pyccкиx пpи Фpидлaндe.
Повинности временно-обязанных крестьян
Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп отбывание ими за предоставленную землю повинности в виде барщины и оброка.
По закону нельзя было повышать размеры оброка выше дореформенных, если не увеличивался земельный надел. Но закон не предусматривал уменьшения оброка в связи с сокращением надела. В результате отрезки от крестьян ...
Импорт в Россию
Ввоз в Россию из стран Востока отличался разнообразием товаров. Ввозились многие виды тканей - шелковых (камка, тафта, атлас, бархат и др.) и хлопчатобумажных (бязь, пестрорядь), ковры, шелк-сырец, хлопок, некоторые виды кожи (юфть, сафьян), пряности, изюм, чернослив, миндаль, орехи и сахар, рис, рыба, москательные товары (краски, камед ...
Немецкий средний танк Т-3:
В1936 году фирма «Даймлер-Бенц» разработала средний танк Т-3, который в 1938 году пошёл в серию (боевая масса 19,5 т, скорость 40 км/ч, вооружение – 37мм полуавтоматическая пушка, 3 пулемёта, броня корпуса и башни – 30 мм).
После кампании 1940 года Гитлер потребовал перевооружить танки Т-3 длинноствольной 50-мм пушкой. Это явилось дань ...