МайяСтраница 3
Обеспечивая дожди и плодородие, продолжали существовать чаки, в полях резвились хитрые и всегда доброжелательные к людям алуши. Иш Табай продолжала представать днем в виде лесных сейб – йашче, а ночью превращалась в прекрасную и роковую женщину – сигуанабану. До нас дошли имена нескольких крупных и менее значительных божеств пантеона майя: владыка небес Ицамна, бог дождя Чак, бог маиса Иум Кааш, бог смерти Ах Пуч, Полярная звезда – Шаман Эк, покровитель какао Эк Чуах и т.д. Возвышаясь над всеми, возглавлял пантеон Хунаб Ку – верховный владыка, отец Ицамны. Если верить именному указателю к текстам книг «Чилам-Балам», только в прорицаниях фигурирует более сотни божественных существ.
Космогония представляла собой сложную систему, основывающуюся на теории о трех сотворениях: два из них оказались разрушенными потопами, тогда наступило третье, настоящее. В представлении майя Вселенная имела квадратную форму – углы ее поддерживали братья-бакабы. Вертикально она состояла из 13 небесных сфер, каждая из которых обладала собственным покровителем. Земля считалась нижней сферой. Внизу размещалось еще 9 плоскостей со своими покровителями. В самом низу находились владения Владыки мертвых – Минталь.
С VI или VII века майя установили гражданский год в 365 дней. Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней – виналь, 18 вина-лей – тун. Тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся майеб, буквально «неблагоприятные». Считалось, что в эту пятидневку «умирает год» и потому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду. Майя умело совмещали два календаря: хааб – солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкин – религиозный, из 260 дней.
Майя создали идеально разработанную систему счета, двадцатиричную. Как употребляемая нами десятеричная система, так и двадцатиричная майянская основывается на едином принципе, согласно которому знак сам по себе ничего не значит, но в сопровождении другой цифры становится основой для математического обращения, позволившего совершить все завоевания современных наук. Этот знак – ноль, чье свойство увеличивать сочетающуюся с ним цифру в десятки раз по нашей системе и в двадцать раз по системе майя посредством позиционного перемещения указанной цифры. В нашей десятеричной системе имеются девять цифр и ноль. Майянская состоит лишь из двух: точки с чертой и ноля.
Иероглифическая письменность майя является несомненным фактом. В письменности майя употребляются знаки трех родов: фонетические – алфавитные и слоговые, идеографические – обозначающие целые слова, и ключевые – поясняющие значение слов, но не читающиеся.
До настоящего времени сохранилось лишь 3 книги майя. Одна из них находится в Париже (размеры: 1(45 м в длину, 23,5 см в высоту, ширина страницы – 12,5 см); другая – в Мадриде (длина ее – 6 м, величина страницы – 23х 14,4 см) – всего таких сложенных в гармошку страниц 56 с 3200 знаками; третья – в Дрездене (длина – 3,56 м, размер страницы – 20,5х9 см). Все известные рукописи майя изготовлены из бумаги, сделанной из луба фикуса. По консистенции этот материал занимает промежуточное положение между папирусом и бумагой. Кроме книг, письменными памятниками истории майя являются надписи, высеченные на каменных стенах, которые майя воздвигали каждые двадцать лет, а также на стенах дворцов и храмов.
Историю майя главным образом сегодня узнают по сочинениям испанских хронистов XVI–XVII веков. Именно они и сообщают, что в V веке произошло «малое нашествие» на восточное побережье Юкатана. Сюда пришел «народ с востока». На рубеже V–VI веков в центре северной части полуострова был основан город Чичен-Ица. В VII веке жители покинули этот город и переселились на юго-западную часть Юкатана. В середине X века их новая родина подверглась нападению выходцев из Мексики. После этого «люди ица», как их называет хроника, возвратились в Чичен-Ицу. Это уже была смешанная майя-мексиканская группа, образовавшаяся в результате вторжения тольтеков – именно тех завоевателей, из-за которых они вынуждены были оставить свои земли. Чичен-Ица около двухсот лет являлась крупнейшим культурным центром, где были воздвигнуты величественные архитектурные памятники.
Елецкое купечество.
Елец – купеческий город. Кто же, они, елецкие купцы?
С точки зрения исследования это очень интересный материал, который вызывает неподдельный интерес, как части истории нашего древнего города, тем более что этой странице, до недавнего времени, не было уделено должного внимания.
Наша цель проследить и проанализировать историю елецкого ...
Взаимоотношения с
иностранными купцами
К середине 16 века восточным купцам разрешалось свободно приезжать только в пограничные русские города, а пункты, где им позволялось торговать, определялись особо. В первой трети 16 века турки и татары имели право торговать в поселке Холопьем (в Угличском уезде), куда во время ярмарки собирались люди из самых отдаленных мест.
Повальным ...
Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX в
Во второй половине XIX в. продолжался рост территории (в основном за счет присоединения Средней Азии). Численность населения к концу века составляла 126 млн. человек. Преобладали сельские жители.
Вместе с тем быстро росло число горожан, которых к концу века стало 13 %.
Экономическое и социальное развитие России определялось условиями ...