Майя
Страница 1

На юго-востоке центральноамериканского региона на территории площадью около 350 тыс. кв. км, включавшей мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Табаско и восток Чьяпаса, Кинтанароо, Республику Гватемала, Белиз, запад Гондураса, 1500 лет назад существовало множество городов-государств. Их жители говорили практически на одном языке, поклонялись одним и тем же богам и достигли высочайшего Уровня развития культуры. Специфические черты этих городов подчеркивали связывавшее их тесное родство. То был мир майя – самого выдающегося народа планеты. Майя – единственный народ Америки, оставивший памятники письменности.

В южной части Юкатана и к северо-востоку от озера Петеница в начале нашей эры начали образовываться первые города-государства. Самый древний из известных памятников – каменная стела в городе Вашактун – датирован 328 годом н.э. Позднее возникли города Яшчилан, Паленке, Копан и Киригуа Надписи здесь датированы V и началом VI века. Датированные надписи обрываются с конца IX века – именно тогда древнейшие города майя прекратили свое существование, и дальнейшая история этого народа развивалась на севере Юкатана.

Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает «великий человек». Это был наследственный титул, передававшийся от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав – «господин, владыка». Халач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ах куч каб) образовывали нечто вроде государственного совета. Халач-виник назначал из числа своих кровных родственников – батабов, вождей селений, которые находились по отношению к нему в зависимости. Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или главами кланов, наподобие кальпуллеков у ацтеков или курака у инков. Как и те, они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования отдавалось након. Были и менее важные должности, среди них хольпоп – «глава циновки». Существовал и целый жреческий клир, однако самое распространенное название жреца было ах кин.

Ах кины хранили высокоразвитую науку майя – астрономические знания о движении звезд, Солнца Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порой даже власть наследственной знати.

В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Жители селения майя составляли соседскую общину. Обычно ее членами были люди с разными родовыми именами. Земля принадлежала общине. Каждая семья получала участок очищенной от леса земли, через три года этот участок заменялся другим. Урожай каждая семья собирала и хранила отдельно. Она могла его и обменять. Пасеки и посадки многолетних растений оставались в постоянной собственности отдельных семей. Другие работы: охота, рыбная ловля, добыча соли – выполнялись сообща, но продукты делились.

Сельская община выполняла повинности по отношению к знатным соплеменникам и жрецам. Именно общины создавали церемониальные центры, пирамиды с храмами, астрономические обсерватории, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые дошли и до наших дней. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших тогда еще вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ, народ выплачивал дань халач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богам маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашнюю птицу, соль, сушеную рыбу, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.

У майя существовала еще одна социальная категория – рабы – пентакооб. Рабом общинник мог стать в следующих случаях: родившись от раба, попав в плен на войне, оказавшись сиротой, оказавшись проданным на рынке. Часть рабов приносили в жертву богам. Существовало также и обращение в рабство преступников, а также долговое рабство единоплеменников. Должник оставался рабом до тех пор, пока его не выкупали сородичи.

Страницы: 1 2 3 4

Отъезд
С начала 1918 года все больший интерес к Тобольску проявляют уральские большевики. В Кремле о нем как бы забыли. То есть, конечно, там ничего не забывали, но просто были заняты другим. Но тут из Тобольска, а потом из Екатеринбурга начинают упорно ползти слухи, что царская семья замыслила побег. Слухи растут. Слухи публикуются в газетах ...

Екатерина II и возрастание русского влияния в княжествах.
В 1762 году на престол русских царей вступила Екатерина II, энергичная и хитрая женщина. Целью её политики был разгром османской империи, объединение всех православных под русским скипетром и овладение проливами Босфор и Дарданеллы с тем, чтобы у русской империи был свободный выход в Средиземное море. Хотя Россия и преследовала эгоистич ...

В.Л. Кюхельбекер
Родился Вильгельм Кюхельбекер в Петербурге, по старому стилю - 10 июня 1797 года. Происходил из семьи саксонского дворянина Карла Генриха Кюхельбекера, который переселился в Россию в 1772 году. Отец поэта был образованным человеком, он учился праву в Лейпцигском университете одновременно с А. Н. Радищевым и И. В. Гете. С последним был х ...