Майя
Страница 1

На юго-востоке центральноамериканского региона на территории площадью около 350 тыс. кв. км, включавшей мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Табаско и восток Чьяпаса, Кинтанароо, Республику Гватемала, Белиз, запад Гондураса, 1500 лет назад существовало множество городов-государств. Их жители говорили практически на одном языке, поклонялись одним и тем же богам и достигли высочайшего Уровня развития культуры. Специфические черты этих городов подчеркивали связывавшее их тесное родство. То был мир майя – самого выдающегося народа планеты. Майя – единственный народ Америки, оставивший памятники письменности.

В южной части Юкатана и к северо-востоку от озера Петеница в начале нашей эры начали образовываться первые города-государства. Самый древний из известных памятников – каменная стела в городе Вашактун – датирован 328 годом н.э. Позднее возникли города Яшчилан, Паленке, Копан и Киригуа Надписи здесь датированы V и началом VI века. Датированные надписи обрываются с конца IX века – именно тогда древнейшие города майя прекратили свое существование, и дальнейшая история этого народа развивалась на севере Юкатана.

Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает «великий человек». Это был наследственный титул, передававшийся от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав – «господин, владыка». Халач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ах куч каб) образовывали нечто вроде государственного совета. Халач-виник назначал из числа своих кровных родственников – батабов, вождей селений, которые находились по отношению к нему в зависимости. Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или главами кланов, наподобие кальпуллеков у ацтеков или курака у инков. Как и те, они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования отдавалось након. Были и менее важные должности, среди них хольпоп – «глава циновки». Существовал и целый жреческий клир, однако самое распространенное название жреца было ах кин.

Ах кины хранили высокоразвитую науку майя – астрономические знания о движении звезд, Солнца Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порой даже власть наследственной знати.

В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Жители селения майя составляли соседскую общину. Обычно ее членами были люди с разными родовыми именами. Земля принадлежала общине. Каждая семья получала участок очищенной от леса земли, через три года этот участок заменялся другим. Урожай каждая семья собирала и хранила отдельно. Она могла его и обменять. Пасеки и посадки многолетних растений оставались в постоянной собственности отдельных семей. Другие работы: охота, рыбная ловля, добыча соли – выполнялись сообща, но продукты делились.

Сельская община выполняла повинности по отношению к знатным соплеменникам и жрецам. Именно общины создавали церемониальные центры, пирамиды с храмами, астрономические обсерватории, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые дошли и до наших дней. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших тогда еще вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ, народ выплачивал дань халач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богам маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашнюю птицу, соль, сушеную рыбу, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.

У майя существовала еще одна социальная категория – рабы – пентакооб. Рабом общинник мог стать в следующих случаях: родившись от раба, попав в плен на войне, оказавшись сиротой, оказавшись проданным на рынке. Часть рабов приносили в жертву богам. Существовало также и обращение в рабство преступников, а также долговое рабство единоплеменников. Должник оставался рабом до тех пор, пока его не выкупали сородичи.

Страницы: 1 2 3 4

Отношение к Распутину в обществе
В отношении к Распутину общество можно разделить на три группы: одни боготворили его и верили в его «святость» (часть дворянства, крестьяне, городская беднота); другие участвовали в его кутежах и общались с ним только для того чтобы добиться его расположения и использовать его для своего карьерного роста ил просто из-за того, что это бы ...

Незаконнорожденные дети на рубеже XIX-XX вв.
Если в XVIII веке незаконнорожденные были позором и встречались лишь в среде солдаток, которые годами не видели своих мужей, или в среде дворовых, которые приживали детей со своими хозяевами, то в XIX столетии такие дети стали массовым явлением. Современники отмечали, что основная масса незаконнорожденных приходилась на представительниц ...

III тыс. до н.э.
Распад индоевропейской зыковой общности в связи с миграциями человечества, образование балтославянской языковой общности ...