Боярская думаСтраница 2
Сторонником теории складывания в России сословно-представительной монархии является и Л.В. Черепнин, который считает к тому же, что процесс формирования сословно-представительной монархии начинается задолго до середины XVI века, когда появились первые соборы. Этот процесс он ведет с конца XV в., указывая на генетическую связь земских соборов с институтами предшествующего времени.
Среди историков бытуют также самые различные мнения относительно сроков формирования в России монархического строя. Одни исследователи связывают его зарождение с личностью Ивана III (и таких большинство), другие ведут монархические начала на Руси со времен Рюрика, третьи - с его потомков, в частности - с Дмитрия Донского, четвертые - со времен Ивана IV, когда “вместо раздробленных масс” было создано единое “государственное тело”.
Более подробно позиции отечественных историков - как советского периода, так и современных - будут рассмотрены непосредственно в тексте работы.
Центром политического и культурного единения северо-восточных русских земель стала Москва. Этому немало способствовала огромная роль, принадлежавшая Московскому княжеству в избавлении от монголо-татарского ига. При Иване ІІІ и Василии Ивановиче начался процесс централизации и формирования русского абсолютизма. Во главе державы стоял Князь (позже – царь; первым этот титул, происходивший от слова цезарь, принял Иван ІV Грозный) и Великий Государь Всея Руси. При нем существовал постоянно действующий совет знати – Боярская дума; ее члены назначались на основе местнических правил.
В состав Боярской думы водили две категории людей:
Лица из худородных фамилий, которые служили в основном в качестве думных дворян и думных дьяков. Они были введены в состав Думы по решению Иоанна Грозного в середине 16 века.
Лица старых аристократических фамилий, которые занимали высшие должности в Боярской думе. Правда, как известно, прежде чем получить боярский чин, необходимо было с детства служить царскому двору (сначала царице, при дворе, а с достижением совершеннолетия - государю). И все же лишь к концу 17 века чин на Московской службе становится все в большую и большую зависимость не от родовитости кандидата, а его служебных качеств. Именно к 17 веку относятся случаи пожалования боярства людям из среднего служилого слоя (Матвеев или Ордин-Нащокин при царе Алексее Михайловиче).
В состав Думы помимо бояр входили окольничие и дьяки. Эти чины давались по “жалованию” царя. Дьяки и окольничие пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, хотя, как уже выше сказано, были и исключения. Число бояр и окольничих не превышало 50 человек. Кроме того в состав думы входило несколько думных дворян и трое или четверо думных дьяков, секретарей и докладчиков думы.
Следует отметить, в состав думы также входили судьи - главы важнейших приказов. Иногда это были дьяки, чаще всего бояре. На заседаниях думы присутствовал патриарх, иногда вместе с освященным собором.
Служба бояр, окольничих и думных людей не ограничивалась “сидением” в думе. Они назначались послами к иностранным государям, начальниками (“судьями”) важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами в наиболее важные города. Кстати, первоначально в думе выделяется так называемый ближний круг, наиболее доверенных и близких людей.
Внешняя и внутренняя политика императрицы Елизаветы
Внутренняя политика Елизаветы подразделяется историками на два периода. Первый приходится на 40-е, а второй – на 50-е годы. Начало правления Елизаветы, проходившее под лозунгами возврата к политике отца, характеризуется стремлением пересмотреть и отменить все то, что было сделано после смерти Петра. Кабинет министров был уничтожен, а Се ...
Социально-экономический строй Киевской Руси
Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.
В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами был ...
Причины упадка и гибели цивилизаций
Арнольд Тойнби в "Постижение истории" поставил такой вопрос: почему некоторые общества оказываются неподвижными, почему не складывается цивилизация? Для генезиса цивилизаций необходимы два условия:
1) Понимание роли творческого меньшинства в данном обществе;
2) Наличие среды.
Чтобы цивилизация состоялась, нужен механизм вза ...

