Боярская дума
Страница 3

С развитием внутриполитических задач, связанных, прежде всего, с управлением Московским государством, Дума начинает создавать различные вспомогательные органы. Таким органом была Ответная палата, дававшая ответ иностранным послам. Известна также Золотая Расправная палата. Это был специальный орган апелляционного производства. В состав Думы входила и Золота палата, решавшая дела о местничестве.

Наряду с палатами Дума создавала другие вспомогательные органы - комиссии. Таковой являлась комиссия, составленная для кодификационной работы над Уложением. Другим примером специальной комиссии Думы может быть комиссия князя В.В. Голицина 1681 года по пересмотру ратного дела.

Боярская Дума представляла собой высший орган управления Москвой на время отсутствия царя. Во время отсутствия государя Земской приказ выступал в качестве специального комитета Боярской думы.

Из совещательного, собиравшегося эпизодически с непостоянным составом княжеского совета («думы») Боярская дума московских государей превратилась в высший государственный орган, став де-факто постоянно действующим учреждением, хотя и не имела своего юридического статуса. Делопроизводства не велось, заседания не протоколировались. Законодательная деятельность думы выражалась в совместном с царем обсуждении и принятии новых законов, что закреплялось формулой («уложил с бояры», «поговоря с бояры», «царь указал а бояре приговорили»). В условиях отсутствия развитых государственных органов управления в центре и на местах Боярская дума неизбежно должна была соединять в своей деятельности функции совещательного органа с функциями законодательными и управленческими. Санкционирование думой новых законов облегчало их проведение на территории всей страны. Во главе с монархом дума обсуждала и решала важнейшие хозяйственные, административные, судебные, военные и внешнеполитические вопросы. Члены думы участвовали в текущем управлении в так называемых думских комиссиях (например, Боярская комиссия по управлению Москвой на время отъезда из нее царя). Состав думы был невелик – 5-10 человек и не отличался постоянством. В середине 16 в. их насчитывалось свыше 50. Назначение («сказывание»), или пожалование в думные и иные чины стало объектом местнических споров и борьбы между соперничающими группировками знати. Бояре рассматривали свое участие в думе как неоспоримое право – привилегию. В дальнейшем из ближайших советников монарха могли образовываться неофициальные “ближние думы” из наиболее доверенных лиц – официальный «частный совет государя», присутствие в котором зависело от близости к монарху, от связи их служебной «специализации» с характером рассматривавшихся в «ближней думе» вопросов. «Ближняя дума» была своеобразной думской комиссией для рассмотрения вопросов, которые царь считал необходимым перед внесением в думу обсудить в узком кругу бояр. В начальный период правления Ивана ІV образовался кружок единомышленников, так называемая Избранная рада – интеллигенция того времени: незнатный, но одаренный дворянин Алексей Адашев, поп Сильвестр, князь Алексей Курбский и многие другие. Не будучи официальным государственным учреждением, Избранная рада 13 лет фактически была русским правительством. С упрочением царской власти государи начинали тяготиться необходимостью считаться с мнением Боярской думы: формула “Царь повелел, а бояре приговорили” стала лишь формальностью.

Страницы: 1 2 3 4

Денежная система
Начиная с XV в. Османская империя использует биметаллическую денежную систему, в основе которой серебро и золото, с одной стороны, а с другой — «соединение» различных европейских и местных денежных систем. В самом деле, наряду со своими деньгами в ходу множество других монет, большей частью европейских. Золотых монет (алтуи, филори) в ...

Военная служба.
Итак, как я уже упоминала, после окончания артиллерийского и инженерного корпуса Михаил Ларионыч служил в Польше, жил в Москве, служил премьер майором на Дунае. Также он отличился во время первой турецкой войны в боях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В 1774 году при атаке деревни Шумы (близ Алушты) был тяжело ранен (пуля ударила в ле ...

Религиозные верования
В пантеоне майя были представлены боги земли, дождя, ветра, молнии и прочих природных сил и явлений. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки, четыре бога дождя. Их необходимо было задабривать, чтобы они не наслали ливень и град. В религии майя не присутствовало христианских концепций греха, наказания и искупления – она была пред ...