Внутренняя политика в первой половине XIX вСтраница 1
Вступая на престол, Александр торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Вокруг царя сложился кружок друзей, получивший название – Негласный комитет. В него вошли молодые аристократы: граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, князь А.Д. Чарторыйский. Агрессивно настроенная аристократия окрестила комитет « якобинской шайкой». Этот комитет заседал с 1801 по 1803 годы и обсуждал проекты государственных реформ, отмены крепостного права и т.д.
В первый период царствования Александра I с 1801 по 1815 гг. было сделано много, но еще больше было обещано. Были отменены ограничения, введенные Павлом I. Созданы Казанский, Харьковский, Петербургский университеты. Открыты университеты в Дерпте и Вильно. В 1804 г. было открыто Московское коммерческое училище. Отныне в учебные заведения могли приниматься представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, оплачивалось из госбюджета. Для царствования Александра I характерна безусловная веротерпимость, что было крайне важно для многонациональной России.
В 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, юстиции, внутренних дел, финансов. Коммерции и народного просвещения.
В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе его стоял обер-прокурор, человек, как правило, близкий к царю. Из военных или гражданских чиновников. При Александре I должность обер-прокурора в 1803-1824 гг. князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. так же министром народного просвещения. Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс–секретарь Непременного совета М.М. Сперанский. Однако он очень не долгое время пользовался расположением императора. Осуществление проекта Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. Всего в проекте «Введение к уложению государственных законов» намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей путем созыва представителей государственной думы и введения выборных судебных инстанций.
Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного самоуправления. Все вновь предложенные органы осторожный Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти. Против либерального проекта Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворянства, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения.
Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк И.М. Карамзин. В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру I граф А.А. Аракчеев, который в отличие от М.М. Сперанского Стремился к укреплению личной власти императора, путем дальнейшего развития бюрократической системы.
Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку. Единственным результатом было учреждение Государственного совета, в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. Реформы 1802 –1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде император был верховной законодательной и исполнительной властью.
В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815г.), сохранении сейма и конституционного устройства Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а так же в создании Н.Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819 –1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение правительственных органов. Равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.
Проблема христианизации Руси
Политическая обстановка в X в. требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориента ...
Антифашистское движение
1944 г. стал годом полного освобождения территории СССР. В течение зимних и весенних наступательных операций Красной Армии была полностью снята блокада Ленинграда, окружена и пленена корсунь-шевченковская группировка противника, освобожден Крым и большая часть Украины.
26 марта войска 2-го Украинского фронта под командованием маршала И ...
Гражданская война (1918 - 1920)
В результате I Мировой войны экономика страны пришла в упадок. В стране голод, в 1916 г. разразился сырьевой и топливный кризис. Вследствие громадных потерь - демографические последствия. Все слои населения желали политических изменений, особенно к началу 1917 г. - резко обострился соц.-экон. и политический кризис в связи с поражениями ...