Правила внутренней торговли
Страница 2

История » История торговли в России XVII века » Правила внутренней торговли

.

Данное положение было также усилено нормами статьи 82 Новоторгового Устава.

Согласно нормам этого документа, те положения, которые касались иностранцев, затрагивали также и крестьян и иногородних русских купцов.

В самом деле, ограничения по объекту были, как мы видели, тесно связаны с ограничениями по субъекту: не только нельзя продавать и покупать в розницу, но нельзя вообще закупать товары вне городов, в деревнях и погостах, на ярмарках, наконец, с возов у приезжающих в город крестьян[10]

.

Монополия торговли предоставляется горожанам, местным торговым людям - только у них иностранцы могут закупать товары для сбыта их за границу, только им они могут продавать привезенные из других стран товары.

Непосредственные сношения с кем бы то ни было, будь то потребители или производители, сношения, минующие местных посадских людей, им строго заказаны.

Но по этой же причине они не могут торговать между собой - торговля гостя с гостем нетерпима, как это было уже в Новгороде, Полоцке, Витебске, Риге в прежние столетия.

Содержание Устава также характеризовалось нетерпимостью и к торговле иноземцев с приезжими русскими купцами; англичане, голландцы, шведы не могут в Москве продавать своих товаров приезжающим туда новгородцам или ярославцам, в Костроме - казанцам или вологжанам, как не могут покупать привозимых последними товаров.

В силу того, что содержание Устава противоречило бы интересам местных посадских людей, означало бы обход их, своих, в угоду чужим, гостям, приезжим[11]

. В челобитных нижегородских и вологодских купцов наряду с покупкой товаров иностранцами на уездных ярмарках у приезжих крестьян фигурирует в качестве обвинительного пункта и покупка товаров у «иных городов приезжих русских торговых людей», как и продажа им товаров[12]

.

Но вследствие этого получалось ограничение не только иноземцев, но и русских людей, притом не только пригородных крестьян, но и купцов, - действовал старый принцип удельно-вечевого периода, когда каждое княжество смотрело на себя как на самостоятельное государство, а жителей другого княжества считало чужими, как бы иностранными подданными. Тогда было вполне понятно, если Полоцк не дозволял купцам, приезжавшим из других городов, торговать с приезжими москвичами, — «промежи има ходити нашему полочанину».

Таким образом, с единством Московского государства, объединившего под своим скипетром многочисленные русские княжества и устранившего удельных князей, весьма плохо мирилось требование, чтобы «торговые немцы» торговали с московскими посадскими людьми, но не с новгородскими или вологодскими, как будто всякий, кто не отбывал податей и служб в Москве - в этом ведь заключалась вся суть, — являлся для Москвы иностранцем.

Страницы: 1 2 

Общие контуры исторической картины
Приблизительно 12 000 лет назад начались резкие перемены в жизни людей на Земле. Появились первые дома и укреплённые поселения, украшения и каменные сосуды. Люди сделали первые шаги в земледелии и скотоводстве, Эти события археологи назвали "неолитической революцией". Начало неолитической революции связывают сейчас с так назыв ...

Происхождение этрусков
Этрусский период в истории Италии начинается приблизительно в VIII в. до н. э. Этруски были наиболее культурным, наряду с греками, народом Италии в I тыс. до н.э. На фоне лигуров, италиков, иллирийцев, живших в условиях первобытно-общинного строя, этруски выделялись тем, что у них возникли классовое общество и государственная организаци ...

Русская православная церковь в первой половине XIX в
Положение православной церкви в России. На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми при Петре I. Важнейшие статьи Духовного регламента были включены в «Свод законов». В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и закреплялся давний союз православной церкви и самодержавного гос ...