Учёба и начало военной службы М. И. Кутузова.Страница 1
Ещё до того как отец и сын Голенищевы-Кутузовы уехали в Ригу, Миша начал основательно готовиться к поступлению в ту же Инженерную школу, в которой четверть века тому назад учился Ларион Матвеевич. Он прошёл грамматику российскую, начал изучать языки немецкий и французский и поначалу сильно преуспел в первом из них. Впоследствии он знал семь языков, а немецким и французским владел не просто в совершенстве, но с подлинным блеском. Знаменитая французская писательница Жермена де Сталь однажды сказала Михаилу Илларионычу, что он говорит по-французски, как истинный парижанин, и уж несомненно намного лучше корсиканца Буонапарте. Столь же совершенно владел он впоследствии и немецким, а кроме того, знал польский, турецкий, татарский, итальянский и латынь.
Что касается русского языка, то и здесь Кутузов был бесподобен.
Вот что писал много лет спустя о Кутузове-ораторе, о Кутузове-златоусте близко знавший его дежурный генерал Сергей Иванович Маевский: «Природа и навык одарили его прекрасным языком, который восходил до высокого красноречия. В нём были счастливые обороты в мыслях и словах; и притом он умел сохранять всегда чудную прелесть лаконизма и игривость от шуточного до величественного. Можно сказать, что Кутузов не говорил, но играл языком; это был другой Моцарт или Россини, обвораживающий слух разговорным своим смычком. Но при всём творческом его даре он уподоблялся импровизатору; и тогда только был как будто вдохновен, когда попадал на мысль или когда потрясаем был страстью, нуждою или дипломатической уверткою. Никто лучше его не умел одного заставить говорить, а другого – чувствовать, и никто тоньше его не был в лекарстве и провидении того, кого обмануть или обворожить принял он намерение…»
Дома готовясь к поступлению в Инженерную школу, он, разумеется, получил лишь начальное образование в предметах, которые надлежало сдать при поступлении. Однако подготовка в математике, фортификации и началах инженерного дела была довольно основательной.
Служебная командировка Лариона Матвеевича, в которой вместе с ним был и его старший сын, происходила во время так называемой Семилетней войны 1756-1763 годов, когда Россия вела борьбу с Пруссией. Остзейские крепости находились в непосредственной близости от театра военных действий (сражения шли на территории соседней Восточной Пруссии и в балтийском море) и Миша Кутузов впервые в жизни испытал волнительную атмосферу прифронтового города. В Риге Миша сильно продвинулся в изучении математики и особенно немецкого языка, на котором в этом городе говорили почти все местные жители.
Перед отъездом из Риги отец учинил сыну строгий официальный экзамен, оформленный должным образом. Инженер-капитан Шалыгин возглавил комиссию, которая, проверив познания Михаила Голенищева-Кутузова, выдала ему документ, что он, сдав экзамен по артиллерии и инженерному делу, «в арифметике и геометрии довольное значение имеет, в фортификации же – названия главнейших углов, линий и строений изрядно знает».
17 апреля 1759 года Ларион Матвеевич подал на имя генерал фельдцейхмейстера (командующего артиллерией русской армии) графа Петра Ивановича Шувалова рапорт, в котором писал: «Имею я сына Михаила… А как оный сын мой ревностное желание и охоту имеет служить в артиллерийском корпусе, того ради ваше высоко графское сиятельство всепокорнейше прошу, дабы повелено было означенного сына моего по желанию определить в артиллерийский корпус… А сверх грамоты обучался сын мой немецкого языка с основанием, по-французски, хотя несовершенно, говорит и переводит и в латинском грамматику оканчивает и переводить зачал, тако ж к арифметике и геометрии, и фортификации один манер прочертил, несколько рисовать, такоже истории, географии…»
Вскоре последовал и приказ о его зачислении.
Все три года, когда Михаил Кутузов учился на офицера, он жил дома, а в школе был только на занятиях и в летних лагерях во время сборов. Их дружба с отцом стала ещё более тесной.
После окончания школы Михаил Кутузов служил в Польше, довольно долго прожил в Москве и, наконец, попал на Дунай, где шла очередная русско-турецкая война.
Русскими войсками командовал фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев, и в его армии оказались и отец и сын Кутузовы. Сын был премьер-майором, а отец – инженер-генерал-майором.
Образование и наука второй половины XIX в.. Развитие образования.
Наследием крепостной эпохи "был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была ...
Декларация независимости - ее принципы и значение
7 июня 1776 г.Р.Г. Ли на заседании конгресса внес поддержанную Дж. Адамсом резолюцию, утверждавшую: "что эти Соединенные Колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми Штатами; что они полностью освобождаются от верности британской короне; что всякая политическая связь между ними и государством Великобритания явл ...
Боевые действия Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного
района.
Эта группа была создана 17 августа директивой командующего Северокавказским фронтом из 112 самолетов типа Ил-2, [68] МБРР-2, Ут-1б, И-16 и И-15, базировавшихся на аэродромах Мысхако, Гайдук и Геленджик. Командующим группой был назначен генерал-майор П.П. Квадэ. Задачей группы являлось нанесение бомбардировочных и штурмовых ударов по вой ...