Жёны декабристов
Страница 2

История » Жёны декабристов

Для ста с лишним молодых мужчин, попавших в Читинский, а потом в Петровский острог, пример жен (не всегда верных мужьям, о чем говорят, в частности, упоминания о супружеской неверности М.Н.Волконской) не был примером, а физиологическая потребность брала свое. В скандальных "Записках декабриста" Д.Завалишина, фактура которых многократно и безуспешно была опровергаема историками всех направлений, говорится об организации "при" каземате банального публичного дома, что было довольно просто при вольности нравов каторжно-ссыльного Забайкалья.

Совсем иная ситуация складывалась с выходом каторжников на поселение: оторванные от сугубо мужского общества, от моральной и материальной помощи товарищей, они, естественно, пытались вписаться в окружающую их среду, прежде всего - через связи с женщинами, освященные или не освященные законом. Анализ этих связей открывает полный спектр отношений - от юридически оформленных браков ссыльных "государственных преступников" до более чем сомнительных как с нравственной, так и с юридической точек зрения. Имущественная и образовательная разнородность самих первых русских революционеров предопределила и разнообразие социальной принадлежности их избранниц, хотя однозначной зависимости здесь не было. Женами более аристократичных членов столичного "Северного общества" становится обычно дочери чиновников и купцов, а бывшие прапорщики и поручики провинциальных полков - "Соединенные славяне" - находили себе спутниц жизни в среде крестьян и казаков. Конечно, были и почти скандальные мезальянсы вроде брака потомка Рюрика князя Е.Оболенского с "вольноотпущенной" крестьянкой Варварой Барановой, кстати, няней внебрачных детей его друга И.Пущина. Но и подобного рода браки были, как правило, счастливы. После амнистии 1856 г. некоторые семьи выезжали в Европейскую Россию, где экзотические для российского дворянского общества женщины вполне вписывались в круг общения их мужей. Большинство же новых семей осталось в Сибири - их главы за 15-20 лет вросли в крестьянскую или казачью среду, связанные с ней не только экономически, но и вписавшись в круг обширных родственных связей своих жен.

Конечно, общая картина не была столь идиллической, ибо сама среда была весьма пестрой. Спился с женой-алкоголичкой и рано умер А.Тютчев, погиб в пьяной драке в доме своей любовницы М.Глебов (кстати, только у него в обвинении присутствовало пребывание на Сенатской площади нетрезвым), ускорило заболевание и преждевременную смерть В.Кюхельбекера отношение к мужу абсолютно чуждой ему жены - дочери мелкого чиновника.

Однако многие ссыльные не оформляли своих связей, и не только те, у кого в России остались жены, как у А.Бригена или В.Штейнгеля. Неженатые декабристы тоже часть не спешили оформить по многу лет длящиеся связи, даже после рождения детей. Судьбы последних разнообразны, но в основном благополучны. Многие отцы вывозили их в Европейскую Россию и старались дать достойное воспитание и образование и помогали занять соответствующее социальное положение. Так поступил, например, И.Пущин, дети которого были усыновлены его братом, или В.Штейнгель, дети которого получили фамилию Бароновы по титулу отца. Оставшиеся в Сибири тоже, как правило, за счет полученного образования и из уважения к их отцам (но и при поддержке местного общества) поднимались по социальной лестнице. Сын умершего Н.Бестужева стал видным предпринимателем и общественным деятелем, сын малоизвестного Н.Лисовского - офицером, а выросший в селе Шушенском сын бывшего поручика А.Фролова и казачки Макаровой в 1916 г. был генералом от инфантерии в Генеральном штабе. Несмотря на все разнообразие, столь жизненно естественное, связей декабристов с сибирскими женщинами эти связи имели несколько общих последствий. Прежде всего в большинстве своем они часть были спасением для попавших в поначалу чуждую для них среду декабристов, а рождение детей придавало их жизни важнейшую цель. Однако помимо индивидуальных, были и социально-общественные последствия: через своих спутниц декабристы входили в неведомую для русских интеллигентов среду сибирского мелкого чиновничества, купечества и крестьянства, естественным образом ломая социальные барьеры и оказывая огромное, отмечаемые всеми исследователями, влияние на общественную и культурную жизнь огромного региона России. При этом естественно, что именно женщины выполняли связующую роль между разными мирами и способствовали возникновению особенно прочных связей и усилению взаимопонимания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...

Стояние на Угре. Конец ордынского ига
Весной 1480 г. хан Большой Орды Ахмат отправился со своим войском на Москву, отказавшуюся в 1476 г. платить дань татарам. Дойдя до устья реки Угры монгольское войско было остановлено русской ратью. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, но все атаки ордынцев б ...

Об основных особенностях древней и новой истории России
«Тупики в спорах нередко возникают и по другой причине. Сравнительно-исторический метод видят в том, что берут высказывания Маркса и Энгельса, относящиеся к истории Англии и Франции, и в лучшем случае занимаются поисками русского своеобразия относительно этого эталона, а в худшем - механически переносят оценки явлений и процессов на Рос ...