Восстание в Тургае в 1916 г
Страница 4

История » Восстание в Тургае в 1916 г

Освободительное движение в Казахстане и Средней Азии было подготовлено всем ходом истории многонациональной России в конце XIX начале XX в. Оно явилось результатом кризиса царизма. По своему характеру движение было антиколониальным и антифеодальным, народно-освободительным. Восстание в Казахстане началось неожиданно как для царской администрации, так и для местной феодальной верхушки.

Основными причинами восстания были усиление колониального гнета, изъятие земель, увеличение налогов и поборов, рост эксплуатации трудящихся феодально-байской верхушкой, разжигание национальной розни, резко ухудшившееся положение масс в связи с войной, политика русификации. Не случайно свою главную задачу в Казахской степи царизм видел в упрочении «русской государственности на началах самодержавной власти.

Будучи неоднородным, движение в Казахстане в большинстве районов носило народно-освободительный характер и своим острием было направлено против царизма, империалистической войны и баев. Лишь в отдельных местах края руководство восстанием захватили феодальные и клерикальные элементы. Это было отмечено даже местной царской администрацией, которая констатировала, что только в отдельных местах выступления были направлены не только против властей, но «и русского населения вообще» 19. Такого рода выступления наблюдались частично в Семиреченской, Акмолинской и других областях. Есть основание полагать, что известную роль в разжигании антирусских настроений сыграли воззвания «из Кульджи, по-видимому, германского происхождения».

В целом же восстание в Казахстане в 1916 г. носило антиколониальный и антифеодальный характер, основной его движущей силой были трудящиеся массы аула. В «Журнале военных действий карательной экспедиции генерала Лаврентьева» зафиксировано, что «огромное число мятежников состоит из беднейшего класса киргизов», что «преданными правительству остались лишь привилегированные классы — 'богачи» 21. О том же писал в своем рапорте тургайский уездный начальник:

«Брожение в уезде среди киргизского населения не прекращается, в особенности настроение у молодежи призывного возраста сильно приподнятое. В настоящее время творят самоуправные деяния большею частью по отношению к своим одно-аульцам — влиятельным и богатым лицам, выражающиеся в самовольном отобрании у них всякого скота .». Феодально•байская верхушка неоднократно обращалась к царским властям с просьбой о направлении войск для подавления восстания. Ее представители разъезжали по аулам с целью воздействовать на шаруа и уговорить их, чтобы они «не собирались в скопища . беспрекословно подчинялись высочайшему указу о привлечении к военным работам .».

В нем принимали участие и местные рабочие, батраки, ремесленники. Из-за своей малочисленности и недостаточной организованности казахские рабочие не смогли возглавить национально-освободительную борьбу народа, не смогли внести организованность в стихийные выступления крестьянских масс.

В процессе развертывания восстания ясно обозначилась расстановка классовых сил в казахском ауле. Феодально-патриархальная верхушка выступила заодно с царизмом и русской империалистической буржуазией, используя для этого трибуну Государственной думы (через мусульманскую фракцию), а также свой печатный орган — газету «Казах».

Национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане подтвердило положение В. И. Ленина о том, что в эпоху империализма «буржуазия угнетенных наций только болтает о национальном восстании, а на деле вступает в реакционные сделки с буржуазией угнетающей нации за спиной и. против своего народа».

Зарождавшаяся национальная буржуазия не встала во главе освободительной борьбы казахского крестьянства. Оглядываясь на феодально-патриархальную верхушку аула и русскую буржуазию, она не поддержала национально-освободительное движение, смыкавшееся с общероссийским революционно-демократическим движением.

Казахская демократическая интеллигенция встала на сторону народа. Она разоблачала предательскую сущность баев, вдохновляла народ на освободительную борьбу под лозунгом «Вместе с русским народом против русского царя».

Казахский народ, как и народы Средней Азии, боролся не против русского народа. Он поднялся на борьбу во имя свободы против царизма, империалистической буржуазии и их прислужников — феодально-патриархальной верхушки, против грабительской войны, за землю, за равные с другими народами России политические права. Тем самым эта борьба вливалась в общий поток борьбы всех народов России против жесточайшего гнета и эксплуатации, во главе которой стояли русский рабочий класс и ленинская партия большевиков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Западная Европа
В V в. н. э. под натиском германских племен пала рабовладельческая Западная Римская империя и на ее территории образовались варварские королевства. Эти государства имели несравненно более простую, чем империя, экономическую и политическую организацию, и в ней отчетливо проявлялись остатки родового строя. Романо-германский синтез, происх ...

Диссидентские организации 1950 х-1980 гг
К первым проявлениям легального диссидентства в литературной среде можно отнести книгу В. Дудинцева "Не хлебом единым" (1956), выступление К. Паустовского в ее защиту, выступление О. Берггольц против постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946–1948 гг. Публичными проявлениями диссидентства было ...

Франция в IX-XI вв.
Франция этого периода представляла собой ряд политических самостоятельных владений - графств и герцогств, в условиях натурального хозяйства почти не связанных между собой ни экономически, ни политически. Установилась сложная иерархия феодов, оформились вассалитетные связи. Сформировалась новая политическая структура - феодальная раздроб ...