Восстание в Тургае в 1916 г
Страница 4

История » Восстание в Тургае в 1916 г

Освободительное движение в Казахстане и Средней Азии было подготовлено всем ходом истории многонациональной России в конце XIX начале XX в. Оно явилось результатом кризиса царизма. По своему характеру движение было антиколониальным и антифеодальным, народно-освободительным. Восстание в Казахстане началось неожиданно как для царской администрации, так и для местной феодальной верхушки.

Основными причинами восстания были усиление колониального гнета, изъятие земель, увеличение налогов и поборов, рост эксплуатации трудящихся феодально-байской верхушкой, разжигание национальной розни, резко ухудшившееся положение масс в связи с войной, политика русификации. Не случайно свою главную задачу в Казахской степи царизм видел в упрочении «русской государственности на началах самодержавной власти.

Будучи неоднородным, движение в Казахстане в большинстве районов носило народно-освободительный характер и своим острием было направлено против царизма, империалистической войны и баев. Лишь в отдельных местах края руководство восстанием захватили феодальные и клерикальные элементы. Это было отмечено даже местной царской администрацией, которая констатировала, что только в отдельных местах выступления были направлены не только против властей, но «и русского населения вообще» 19. Такого рода выступления наблюдались частично в Семиреченской, Акмолинской и других областях. Есть основание полагать, что известную роль в разжигании антирусских настроений сыграли воззвания «из Кульджи, по-видимому, германского происхождения».

В целом же восстание в Казахстане в 1916 г. носило антиколониальный и антифеодальный характер, основной его движущей силой были трудящиеся массы аула. В «Журнале военных действий карательной экспедиции генерала Лаврентьева» зафиксировано, что «огромное число мятежников состоит из беднейшего класса киргизов», что «преданными правительству остались лишь привилегированные классы — 'богачи» 21. О том же писал в своем рапорте тургайский уездный начальник:

«Брожение в уезде среди киргизского населения не прекращается, в особенности настроение у молодежи призывного возраста сильно приподнятое. В настоящее время творят самоуправные деяния большею частью по отношению к своим одно-аульцам — влиятельным и богатым лицам, выражающиеся в самовольном отобрании у них всякого скота .». Феодально•байская верхушка неоднократно обращалась к царским властям с просьбой о направлении войск для подавления восстания. Ее представители разъезжали по аулам с целью воздействовать на шаруа и уговорить их, чтобы они «не собирались в скопища . беспрекословно подчинялись высочайшему указу о привлечении к военным работам .».

В нем принимали участие и местные рабочие, батраки, ремесленники. Из-за своей малочисленности и недостаточной организованности казахские рабочие не смогли возглавить национально-освободительную борьбу народа, не смогли внести организованность в стихийные выступления крестьянских масс.

В процессе развертывания восстания ясно обозначилась расстановка классовых сил в казахском ауле. Феодально-патриархальная верхушка выступила заодно с царизмом и русской империалистической буржуазией, используя для этого трибуну Государственной думы (через мусульманскую фракцию), а также свой печатный орган — газету «Казах».

Национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане подтвердило положение В. И. Ленина о том, что в эпоху империализма «буржуазия угнетенных наций только болтает о национальном восстании, а на деле вступает в реакционные сделки с буржуазией угнетающей нации за спиной и. против своего народа».

Зарождавшаяся национальная буржуазия не встала во главе освободительной борьбы казахского крестьянства. Оглядываясь на феодально-патриархальную верхушку аула и русскую буржуазию, она не поддержала национально-освободительное движение, смыкавшееся с общероссийским революционно-демократическим движением.

Казахская демократическая интеллигенция встала на сторону народа. Она разоблачала предательскую сущность баев, вдохновляла народ на освободительную борьбу под лозунгом «Вместе с русским народом против русского царя».

Казахский народ, как и народы Средней Азии, боролся не против русского народа. Он поднялся на борьбу во имя свободы против царизма, империалистической буржуазии и их прислужников — феодально-патриархальной верхушки, против грабительской войны, за землю, за равные с другими народами России политические права. Тем самым эта борьба вливалась в общий поток борьбы всех народов России против жесточайшего гнета и эксплуатации, во главе которой стояли русский рабочий класс и ленинская партия большевиков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Особенности социально-экономического развития Италии в конце ХVIII в. — 1860-е гг.
Благодаря раннему развитию городов в Италии, на Севере и в Центре страны уже в XIII в. зародились элементы капиталистических отношений. Здесь уже в ХIV—XVI вв. довольно активно шло развитие раннекапиталистических отношений и в деревне и в городе: происходил процесс быстрого освобождения крестьян от крепостной зависимости, создавалось ма ...

Заключение.
Русский царь совершенно не знал ни России, ни народа русского, и не узнал их до конца своих дней. Он отстаивал конституции для Франции, он дал, конституцию Финляндия и Польше. Наконец, он освободил от крепостной зависимости эстонских крестьян. Правда, освободил скверно без земли, но все же сделал для них то, чего он никак не мог решить ...

Украинское казачество. Запорожская Сечь. Возникновение казачества, его занятия и военное искусство
Усиление феодального гнета на Киевщине, Черниговщине, Волыни, Подолии, Переяславщине, в Галичине вынуждало крестьян и мещан убегать из барских имений в степи южной Украины. Беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Первые упоминания о казаках содержат письменные источники конца XV—начала XVI в. Обживая земли на Нижнем ...