Восстание в Тургае в 1916 гСтраница 4
Освободительное движение в Казахстане и Средней Азии было подготовлено всем ходом истории многонациональной России в конце XIX начале XX в. Оно явилось результатом кризиса царизма. По своему характеру движение было антиколониальным и антифеодальным, народно-освободительным. Восстание в Казахстане началось неожиданно как для царской администрации, так и для местной феодальной верхушки.
Основными причинами восстания были усиление колониального гнета, изъятие земель, увеличение налогов и поборов, рост эксплуатации трудящихся феодально-байской верхушкой, разжигание национальной розни, резко ухудшившееся положение масс в связи с войной, политика русификации. Не случайно свою главную задачу в Казахской степи царизм видел в упрочении «русской государственности на началах самодержавной власти.
Будучи неоднородным, движение в Казахстане в большинстве районов носило народно-освободительный характер и своим острием было направлено против царизма, империалистической войны и баев. Лишь в отдельных местах края руководство восстанием захватили феодальные и клерикальные элементы. Это было отмечено даже местной царской администрацией, которая констатировала, что только в отдельных местах выступления были направлены не только против властей, но «и русского населения вообще» 19. Такого рода выступления наблюдались частично в Семиреченской, Акмолинской и других областях. Есть основание полагать, что известную роль в разжигании антирусских настроений сыграли воззвания «из Кульджи, по-видимому, германского происхождения».
В целом же восстание в Казахстане в 1916 г. носило антиколониальный и антифеодальный характер, основной его движущей силой были трудящиеся массы аула. В «Журнале военных действий карательной экспедиции генерала Лаврентьева» зафиксировано, что «огромное число мятежников состоит из беднейшего класса киргизов», что «преданными правительству остались лишь привилегированные классы — 'богачи» 21. О том же писал в своем рапорте тургайский уездный начальник:
«Брожение в уезде среди киргизского населения не прекращается, в особенности настроение у молодежи призывного возраста сильно приподнятое. В настоящее время творят самоуправные деяния большею частью по отношению к своим одно-аульцам — влиятельным и богатым лицам, выражающиеся в самовольном отобрании у них всякого скота .». Феодально•байская верхушка неоднократно обращалась к царским властям с просьбой о направлении войск для подавления восстания. Ее представители разъезжали по аулам с целью воздействовать на шаруа и уговорить их, чтобы они «не собирались в скопища . беспрекословно подчинялись высочайшему указу о привлечении к военным работам .».
В нем принимали участие и местные рабочие, батраки, ремесленники. Из-за своей малочисленности и недостаточной организованности казахские рабочие не смогли возглавить национально-освободительную борьбу народа, не смогли внести организованность в стихийные выступления крестьянских масс.
В процессе развертывания восстания ясно обозначилась расстановка классовых сил в казахском ауле. Феодально-патриархальная верхушка выступила заодно с царизмом и русской империалистической буржуазией, используя для этого трибуну Государственной думы (через мусульманскую фракцию), а также свой печатный орган — газету «Казах».
Национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане подтвердило положение В. И. Ленина о том, что в эпоху империализма «буржуазия угнетенных наций только болтает о национальном восстании, а на деле вступает в реакционные сделки с буржуазией угнетающей нации за спиной и. против своего народа».
Зарождавшаяся национальная буржуазия не встала во главе освободительной борьбы казахского крестьянства. Оглядываясь на феодально-патриархальную верхушку аула и русскую буржуазию, она не поддержала национально-освободительное движение, смыкавшееся с общероссийским революционно-демократическим движением.
Казахская демократическая интеллигенция встала на сторону народа. Она разоблачала предательскую сущность баев, вдохновляла народ на освободительную борьбу под лозунгом «Вместе с русским народом против русского царя».
Казахский народ, как и народы Средней Азии, боролся не против русского народа. Он поднялся на борьбу во имя свободы против царизма, империалистической буржуазии и их прислужников — феодально-патриархальной верхушки, против грабительской войны, за землю, за равные с другими народами России политические права. Тем самым эта борьба вливалась в общий поток борьбы всех народов России против жесточайшего гнета и эксплуатации, во главе которой стояли русский рабочий класс и ленинская партия большевиков.
Сталинская идея «онаучивания» советского общества
Перед Сталиным всегда стояла проблема, как обеспечить нацеленность советского общества на научно-технический прогресс, технологическое совершенствование – иначе сомнут. Поэтому им был разработан план, говоря словами М. Петрова, «онаучивания» советского общества. План этот, скорее всего, осознавался Сталиным интуитивно и, конечно, нигде ...
Административно-территориальное деление Российского государства – губернии,
провинции, уезды. Местные органы государственного управления – канцелярии –
основной административный, финансовый и судебн
В конце 1708 года Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, названных губерниями: Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская (позже до 11). Губернии были чрезвычайно неравномерны (в Московской губерннии было 39 городов, в Киевской - 56 ...
История создания лагеря
Главной целью организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн, Джезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты.
Для осуществления этой цели требовалась решить две главные задачи:
· 1) найти источник ...