Евреи в Советском Союзе в 1945–1953 гг
Страница 4

История » Евреи в Советском Союзе в 1945–1953 гг

После войны у многих советских евреев вновь возродились надежды на создание еврейской автономной республики на территории СССР. 4 декабря 1945 г. первый секретарь обкома ВКП(б) Еврейской автономной области А. Бахмутский (1911–1961) и председатель облисполкома М. Зильберштейн направили И. Сталину письмо, в котором наряду с просьбой об оказании области различной помощи содержалось предложение о ее преобразовании в автономную республику. Видимо, И. Сталин еще не принял решения о дальнейшей судьбе Еврейской автономной области, поэтому некоторые предложения областного руководства были удовлетворены. Так, 26 января 1946 г. было опубликовано специальное постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по укреплению и дальнейшему развитию хозяйства Еврейской автономной области», которое среди прочих мер предусматривало отправку в область 50 учителей и 20 врачей, «в первую очередь еврейской национальности». Секретариат ЦК КПСС принял постановление от 4 апреля 1946 г. «О мерах помощи обкому ВКП(б) Еврейской автономной области в организации . культурно-просветительской работы среди населения». Было разрешено выпускать газету «Биробиджанер штерн» вместо одного — два раза в неделю; увеличить тираж газеты на русском языке «Биробиджанская звезда» до десяти тысяч экземпляров и объем — до четырех полос; создать в области книжное издательство и издавать альманах на идиш. Многие евреи Украины и Крыма, особенно жители бывших еврейских национальных районов, хотели переехать в Еврейскую автономную область. С согласия центральных властей представители области стали комплектовать эшелоны с переселенцами. С декабря 1946 по июль 1948 г. девятью эшелонами в область было перевезено 1770 семей (три эшелона было отправлено из Винницкой области). Наряду с организованным переселением продолжалось и стихийное. По свидетельству А. Бахмутского, весной 1947 г. насчитывалось 500 семей переселенцев из различных районов страны, в том числе из Сибири, Урала и Средней Азии. Несмотря на фактический отказ И. Сталина в просьбе о создании Еврейской автономной республики, А. Бахмутский продолжал публично отстаивать эту идею (о расправе с руководством и активом Еврейской автономной области см. ниже).

У части еврейского населения и у руководителей Еврейского антифашистского комитета первое время после окончания войны оставались иллюзии о возможности создания еврейской автономной республики в Крыму. В июне 1945 г. Ш. Михоэлс, И. Фефер и Ш. Эпштейн добивались через А. Лозовского приема у В. Молотова, чтобы вновь поставить вопрос о Крыме. Во время чтения лекции «Палестинская проблема» в Политехническом музее в Москве 17 июля 1946 г. лектора спросили: «Почему бы не устроить в противовес Палестине автономное еврейское образование в СССР . Вот, например, Крымский полуостров или бывшая республика немцев — Поволжье».

В первые послевоенные годы наблюдался подъем еврейской религиозной жизни. В начале 1947 г. на территории СССР функционировали 162 синагоги. В полулегальных условиях в Самарканде в 1945–46 гг. действовали литовская иешива митнагдим под руководством раввина И. Копельмана и иешива хасидов Хабада под руководством раввина Н. Нейманова. Действующих синагог в стране было крайне мало, но советские власти не разрешали открывать синагоги (так, 11 октября 1945 г. группе верующих евреев из Киева, обратившейся в Совет по делам религиозных культов, было отказано в их просьбе о разрешении открыть в городе вторую синагогу). Однако в Биробиджане в 1947 г. была открыта синагога. В дни еврейских праздников или в связи с различными событиями еврейской истории в синагоги стали приходить тысячи советских евреев, многие из которых были далеки от религии (например, в марте 1945 и 1946 гг. на панихиду по жертвам нацизма в Московской синагоге, на торжественные богослужения в синагогах страны в честь создания Государства Израиль, и т. д.). В Еврейской автономной области также наблюдался рост религиозных настроений. В 1947 г. в синагоге Биробиджана на Рош ха-Шана присутствовало около 500 человек.

Несмотря на все ограничения еврейской культурной жизни, в некоторых городах функционировали еврейские театры, действовали еврейские издательства (в 1946 г. вышло в свет 18 наименований книг на идиш, в 1947 г. — 40, в 1948 г. — 41, в том числе произведения П. Маркиша, Л. Квитко, И. Фефера, Ш. Галкина). В Киеве в 1947–48 гг. было издано семь номеров альманаха «Штерн», в Москве — семь номеров альманаха «Хеймланд», в Биробиджане в 1946–48 гг. — три номера альманаха «Биробиджан». Из функционировавших перед войной научно-исследовательских учреждений возобновил работу только Кабинет еврейской культуры АН УССР. В феврале 1946 г. при Еврейском антифашистском комитете была создана историческая комиссия, за что комитет немедленно был обвинен в национализме. В Вильнюсе бывшим еврейским партизанам с большим трудом удалось добиться открытия Еврейского музея, основу которого составили фонды существовавшего до войны Еврейского этнографического музея имени С. Ан-ского (значительная часть музея была спасена еврейскими подпольщиками). В Тбилиси продолжал функционировать Историко-этнографический музей грузинского еврейства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вывод
Таким образом, в данной главе были проанализированы труды А.И. Маркевича посвященные отдельным персонажам проживавших и посещавших Тавриду. Проанализировав труд А.И. Маркевича посвященный А.Я. Фабру удалось выяснить, что одной из огромных заслуг А.Я.Фабра перед нашим краем, является основание детского приюта в 1864 г. который просущест ...

Мещане
Правовой статус городского населения, как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I и установление определенных льгот для верхушки городского населения, укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности торговли и финансов потребовали издания новых правов ...

Введение.
Среди всех древне русских князей, до татаро-монгольского периода, наиболее яркой личностью, на мой взгляд, является Владимир Всеволодович Мономах. Около его имени вращаются более половины событий русской истории второй половины 11 и первой половины 12 веков. После своей смерти (1054г.) Ярослав Мудрый делит Киевскую Русь на пять частей ...