Евреи в Советском Союзе в 1945–1953 гг
Страница 2

История » Евреи в Советском Союзе в 1945–1953 гг

Несмотря на некоторые послабления в антиеврейской политике, 25 июня 1947 г. власти приняли решение снять А. Лозовского, покровителя Еврейского антифашистского комитета, с поста начальника Совинформбюро; тогда же были сняты с занимаемых постов члены президиума Еврейского антифашистского комитета М. Губельман (1882–1968), председатель профсоюза работников государственной торговли, и З. Бриккер, председатель профсоюза киноработников. В противовес общей политике И. Сталина, направленной на определенную либерализацию в отношении различных церквей и конфессий, с осени 1946 г. начал проводиться более жесткий курс в отношении иудаизма. В это время Совет по делам религиозных культов при Совете министров направил ряд докладных записок, в которых подвергались резкой критике еврейские религиозные общины. В записках говорилось, что среди евреев резко возросли так называемые «националистические» настроения и проявления «советского сионизма», представители которого, не желая видеть «путей и форм давно разрешенного в СССР так называемого еврейского вопроса, объявили синагогу единственным местом национальной концентрации и единственным оплотом национальной культуры». Центральные власти приняли решение провести политику жесткого ограничения иудаизма. Совету по делам религиозных культов было поручено установить более строгий контроль за еврейскими религиозными общинами, резко ограничить еврейскую благотворительность (цдака), развернуть борьбу с такими «подразумевающими националистические настроения» обычаями, как выпечка маццы, ритуальный убой скота и птицы (см. Кашрут). Было предписано ликвидировать похоронные службы (см. Хевра каддиша).

В 1946 г. политика советских властей покончила даже с теми крайне незначительными проявлениями либерализма, которые существовали со времени войны в литературе и в отношении контактов с иностранцами. В августе 1946 г. И. Сталин выступил на заседании Оргбюро ЦК с резким осуждением «преклонения и низкопоклонства» перед Западом со стороны представителей советской интеллигенции. 14 августа 1946 г. было принято постановление ЦК «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», а в сентябре с докладом на ту же тему выступил А. Жданов. Новая идеологическая кампания в стране, носящая откровенно русско-националистический характер, все более усиливалась. 15 февраля 1947 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета «О воспрещении браков граждан СССР с иностранцами». Были созданы суды чести, которые должны были оградить советский народ «от тлетворного влияния буржуазной идеологии, повести непримиримую борьбу с раболепием перед западной культурой». 5 июля 1947 г. состоялось первое заседание суда чести Министерства здравоохранения СССР, на котором разбиралось дело профессоров Н. Клюевой и ее мужа Г. Роскина (1892–1964), отправивших за границу рукопись книги «Пути биотерапии рака» о созданном авторами новом антираковом препарате. За этим судом последовало ужесточение антиеврейской кампании, важнейшим компонентом которой стал антисемитизм.

Крушение надежд советских евреев на то, что победа над фашизмом улучшит их положение, привело, с одной стороны, к резкому увеличению числа желающих покинуть СССР и репатриироваться в Палестину, а с другой — желающих создать еврейское государственное образование (на Дальнем Востоке или в Крыму). Тысячи советских евреев, в основном из Латвии, Литвы, Бессарабии и Украины, вырвались в 1945–46 гг. из СССР с помощью организации Бриха и прибыли затем в Эрец-Исраэль. Центры Брихи во Львове, Вильнюсе, Риге отправляли по фиктивным польским документам евреев группами за границу на грузовиках (иногда прибегая к помощи контрабандистов), содействовали отысканию и отправке еврейских детей, спасшихся во время войны в монастырях и в христианских семьях. В 1946 г., после ареста многих активистов, деятельность Брихи была прекращена. Так, в апреле 1947 г. так называемым Особым совещанием при МГБ СССР к длительным срокам заключения (7–25 лет) были приговорены активисты Брихи Ш. Иоффе, Я. Яннай (Янкелович), Э. Зайдин, Э. Кроль (родился в 1920 г., в Израиле с 1959 г.).

В 1947–51 гг. за попытки нелегального перехода советской границы или содействие таким попыткам были приговорены к длительным срокам заключения (как правило, 10–25 лет) сотни евреев, пытавшихся любыми средствами покинуть СССР и добраться до Эрец-Исраэль. Среди них: Ц. Бломберг (1908–91, в Израиле с 1964 г.), А. Банд (родился в 1920 г., в Израиле с 1957 г.), Я. Гольдштейн (родился в 1918 г., в Израиле с 1971 г.), Дина Дилион (Рубинштейн, родилась в 1913 г., в Израиле с 1965 г.), Зелма Винер (1927–87, в Израиле с 1973 г.), И. Тейтельбойм (1908–93, в Израиле с 1969 г.), Х. Левин (1913–87, в Израиле с 1973 г.), Х. Микунис (1915–85, в Израиле с 1969 г.), Я. Перлов (родился в 1918 г., в Израиле с 1971 г.), Рахель Рабинович (1897–1976, в Израиле с 1975 г.), А. Райхман (родился в 1923 г., в Израиле с 1969 г.), М. Штейн (родился в 1926 г., в Израиле с 1969 г.), Б. Шиланский (1896–?, в Израиле с 1966 г.) и многие другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование Южно-Африканского Союза. Экономическая ситуация после англо-бурской войны
Со сложными южноафриканскими проблемами, по мнению английских правящих кругов, мог справиться лучше других лорд Милнер. В 1897 г., подбирая кандидатуру на пост верховного комиссара в Южной Африке, Д.Чемберлен остановился на нем прежде всего потому, что считал Милнера способным администратором. Милнер, рассматривал свою деятельность в Юж ...

Географическое положение
Соседство леса и степи наложило глубокий отпечаток на русскую историю, на ментальность русского народа. Культура развивалась в тени лесов. В языческую пору это выразилось в религиозно-обрядовой практике – культе дерева и в долгом бытовании среди восточных славян пережитков охотничьей магии. Благодаря лесостепному соседству возникают про ...

Германия в IX-XI вв.
В IX веке в состав Германии входили герцогства Саксония, Тюрингия, Франкония, Швабия и Бавария, в начале X века к ним была присоединена Лотарингия, в начале XI века - королевство Бургундия и Фрисландия. Все эти земли сильно отличались друг от друга по этническому составу, языку и уровню развития. Однако в целом феодальные отношения в э ...