Общественно-политическое развитие России в первой пол. XIXв.
Страница 3

История » Российская империя в XIX веке » Общественно-политическое развитие России в первой пол. XIXв.

Идейным выражением данного направления была т.н. «Теория официальной народности». Принципы ее были кратко сформулированы в 1832 г. С.С. Уваровым (с 1833 г. министр просвещения). Как «православие», «самодержавие», «народность». В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Проводниками и «толкователями» теории официальной народности были реакционные профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Социальная задача официальной народности заключалась в том, чтобы доказать «исконности» и «законность» крепостничества. Патриархальная, «спокойная», без классовых бурь и революционных потрясений Россия противопоставлялась «мятежному» Западу: «там (на западе) - мятежи и революции, «здесь» (в России) - «порядок и покой». Крепостное право объявлялось «нормальным» и «естественным» социальным состоянием, одним из важнейших устоев России.

Сторонниками правительственной идеологии были так же известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин, под редакцией которых издавалась газета «Северная пчела».

Либеральное направление в русской общественной мысли во второй четверти 19 в. было представлено двумя общественными течениями - славянофилами и западниками. В 1836 г. в журнале «Телескоп» были опубликованы известные «Философические письма» П.Я. Чаадаева, который выступил с резкой критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. С этого времени и берет свое начало либеральное направление.

П.Я.Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечила бы духовную свободу всех народов. Это выступление П.Я. Чаадаева положило начало формирования течения «западников». Его представителями были историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И.Панаев, В.Ф. Корш и др. Первоначально к ним зачислялись В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России.

«Славянофилы» (буквально «любящие славян»), представителями которых являлись А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Кириевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, придерживались иных взглядов на исторический путь России.

Основным тезисом славянофилов являлся- доказательство самобытного пути развития России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнения народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одной из основополагающих идей славянофилов являлась идея о том, что единственно верной религией является православие. Вместе с тем, они были решительными противниками деспотизма и так же как и западники выступали за освобождение крестьянства от крепостного гнета. При расхождении взглядов на путь исторического развития России, «Славянофилы» и «Западники» были едины в желании видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Оба течения считали неприемлемым революционный метод разрешения социальных противоречий.

Период 30-х-40-х гг. XIX в., богатый на социальные потрясения, стал периодом распространения в Европе социалистических идей. Вдохновителями этих идей явились французские мыслители А. Сен-Симон и Ш. Фурье. В России эти искания западноевропейской мысли пропагандировались представителями нового поколения русских революционеров 30-40 гг. В 1844 г. возник кружек петрашевцев. Основателем кружка был молодой чиновник министерства иностранных дел М.В. Буташевич-Петрашевский. Формирование взглядов Петрашевского и его кружка происходило под влиянием идей Фурье и Сен-Симона. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства, намечали программу широких демократических преобразований. В апреле 1849 г. «петрашевцы» (в их числе и Ф.М. Достоевский), были арестованы и приговорены к расстрелу, но затем помилованы Николаем I и сосланы на каторгу в Сибирь.

С 1845 по 1848 гг. на Украине действовала политическая организация Кирилло-Мефодиевское общество, получившее свое название в честь создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. В апреле 1846 г. в него вступил Т.Г. Шевченко. Программа общества, изложенная в «Уставе общества Св. Кирилла и Мефодия», предусматривала ликвидацию крепостного права, установления равенства всех сословий, но главная цель его состояла в борьбе за социальное, национальное и политическое освобождение славянских народов. В 1848 г. оно было разгромлено властями.

Страницы: 1 2 3 4

Арианские школы.
Арианство как направление протестантского движения начинает существовать с 60-х гг. 16 в. С этого времени арианские общины начинают организовывать школы: в Ивье, Клецке, Несвиже, Новогрудке и др. Арианские школы выделялись 2 типов: - начальные - и школы по типу гимназий (средние по уровню образования) В программу обучения входило: ...

«Новая историческая наука» (социальная история, антропологически ориентированная история).
Экономически детерминированная история долгие десятилетия безусловно преобладала в отечественной историографии. Она победила в 20-30-е гг, XX в., и ее торжество было неоспоримым в территориальных границах нашей страны. В те же годы начала свои «бои за историю» и школа «Анналов», стоявшая у истоков того, что принято сегодня называть «нов ...

Славяне: теории про­ис­хождения и расселения
История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. «Сия земля по известию Геродота была необозримою равниною, гладкой и безлесной, только между Тавридою и днепровским устьем находились леса».[1]Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I ...