Особенности социально-экономического развития Италии в конце ХVIII в. — 1860-е гг.
Страница 4

История » Особенности социально-экономического развития Италии в конце ХVIII в. — 1860-е гг.

В 1860-х гг. процесс объединения Италии вступил в свою завершающую стадию. В 1861 г. было создано Итальянское королевство во главе с пьемонтским королем, конституционные порядки Пьемонта были распространены на новое государство. Объединение страны сопровождалось унификацией законодательства налогообложения, судебной, таможенной, денежной и метрической систем. Развернулось бурное строительство железных дорог (к началу 1870-х гг. их протяженность составила более 6000 км), что создавало благоприятные условия для складывания единого национального рынка. На протяжении 1860-х гг. на севере страны, в районе долины реки. По, создавались крупные капиталистического типа сельскохозяйственные поместья. Все это способствовало экономическому сближению разобщенных территорий.

Промышленный переворот повлек за собой трансформацию социальной структуры итальянского общества. В рассматриваемый период большинство занятых в итальянской промышленности по-прежнему составляли ремесленники и крестьяне-надомники. Однако в шелкопрядильном и хлопчатобумажном производстве образовалась прослойка фабричных рабочих, что свидетельствовало о формировании итальянского рабочего класса. Положение последнего отличалось крайне низким уровнем жизни: заработная плата составляла 1/3 от оплаты труда английских рабочих. Характерным для итальянской промышленности было широкое использование труда женщин и детей. Нищенское положение большинства итальянского населения лишало промышленность страны емкого рынка сбыта[11].

Расширялись и ряды итальянской буржуазии. В большинстве своем это землевладельцы, крупные арендаторы, торговцы, владельцы мануфактур, прямо или косвенно связанные с аграрным сектором.

Большинство населения страны по-прежнему составляло крестьянство, в основном малоземельное и безземельное. Оно было вынуждено арендовать землю у дворян, церкви, буржуазии. Условия аренды были весьма тяжелыми, крестьяне отдавали до 3/4 урожая и зачастую попадали в долговую зависимость от землевладельцев. Постепенно многие из них превращались в батраков с наделом. Особенно широко этот процесс проходил на юге, здесь крестьянство разорялось, лишалось общинных земель. Заработки батраков были ничтожными. Такая жизнь толкала крестьян на борьбу, которая принимала характер гражданской войны. Ежегодно сотни тысяч итальянских крестьян были вынуждены эмигрировать из страны. Итальянская буржуазия, как уже отмечалось, так или иначе была связана с сельским хозяйством, владела земельной собственностью и участвовала в эксплуатации крестьян. Этот фактор сближал интересы земельной буржуазии и дворянства и объединял эти классы в борьбе против сельских масс. Данное обстоятельство было важной особенностью социальных отношений в Италии.

Несмотря на отмеченные достижения Италии в экономическом развитии, промышленный переворот здесь завершился лишь в конце XIX в. В начале 1870-х гг. Италия оставалась по-прежнему аграрной страной. Фабричное производство было еще слабо развито. Во многих районах Северной и Центральной Италии по-прежнему господствовала полуфеодальная испольщина, а в Южной Италии — феодального типа дворянские поместья (латифундии)[12].

[1] История Италии: в 3 т. М., 1970—1971. Т. 1—2.

[2] Хобсбаум, Э. Трилогия истории XIX в. (1789—1914 гг.). Ростов н/Д. 1999. – С.81

[3] Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки 1870—1914 гг. / сост.: П. И. Остриков, П. П. Вандель. М., 1989.

Страницы: 1 2 3 4 5

революция 1917 г. в России
Вступление России в первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплотились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Однако он продолжался недолго. Поражения на фронте в борьбе с Германией, гибель миллионов россиян, ухудшение положения народа, вызванное войной, — все это п ...

Индейцы Восточной Бразилии
На территории Восточной и Южной Бразилии жили племена ботокудов, канелья, кайяпо, шаравантов, каинганг и других, более мелких, которые относились к племенной группе же. Эти племена занимались охотой и собирательством, при этом совершая переходы с одного места на другое в поисках дичи и съедобных растений. Главным орудием, с помощью кот ...

Даймлер и Бенц - основоположники автомобилестроения
Отрасль автомобилестроения была заложена в Германии, где в 1885 году Карл Бенц (Karl Benz) (1848-1929) сконструировал свою трехколесную "повозку с бензиновым двигателем". Тогда же Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) (1834-1900) построил велосипед с мотором, а год спустя - "повозку" на моторной тяге. Задолго до них уже ...