Католические школы
Страница 1

Католические кафедральные или соборные школы начали появляться с 14 в. Это общеобразовательный тип школ (средние по уровню образования). Кроме клириков в них готовили учителей для школ, а также тех, кто в дальнейшем собирался работать в государственных и общественных организациях.

Одна из первых в ВКЛ – Виленская кафедральная католическая школа. Создается она в 1387-88 гг. и становится ведушим учебным заведением для кафедральных школ на территории Литвы и Беларуси.

Кроме этого кафедральные школы существовали также: в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске и др. городах.

Школы состояли из 3 классов. Высшую должность в школе занимал схоластик, которому подчинялись ректор (детский наставник - учитель). В школах также были: кантор (учитель пения), циркатор (надсмотрщик). Школы находились в подчинении капитул (совет при епископе, который руководил епархией) и епископа.

Программа обучения состояла из след. этапов:

- обучение чтению на латинском языке

- обучение грамматике (этимологии, синтаксису, прасодии (учение о стихосложении))

- изучали польский и греческий языки

- музыку

- арифметику

- в нек. школах в учебную программу вводились дисциплины “7 свободных искусств”.

Существовали также и начальные католические школы, которые начинают образовываться со второй половины 14 в. Это так называемые приходские школы, находившие также в подчинении епископа и капитул. Существовали они во многих белорусских уездах. По своему уровню это были самые примитивные школы. Они не имели единых планов, принципов и методов руководства. В программу обучения входило:

- обучение письму

- чтению

- пению

- иногда вводились основы арифметики.

В 1526 г. Виленский синод разработал учебно-воспитательный план для парафиальных школ, в котором главное место отводилось “карысным навукам, добрым норавам і дабрачыннасці каталіцкай рэлігіі”.

В соответствии с планом в школах изучалось:

- чтение

- письмо

- арифметика

- учились молиться и произносить проповеди

- знакомились с древними философами

Парафиальные школы не имели централизованного руководства, находились в подначалии церквей, каждая отдельная школа имела свой план и рапорядок.

Учитывая потребности государства в необходимости увеличения образованных людей, в отношении просвещения проводились некоторые позитивные мероприятия. Так, в 1496 г. был принят Петриковский статут, а в 1501 г. Петриковская конституция, в соответствии с положениями которых разрешалось получать образование и детям крестьян.

В 15-16 вв. большая роль в организации школьного образования принадлежала Краковскому университету. В 1612 г. там был составлен план для городских сельских школ. В соответствии с ним рекомендовалось изучать:

- языки – латинский, греческий, польский, белорусский

- катехизис

- риторику

- поэзию

- историю

- музыку

- арифметику

- пасхалию

Все ученики делились на классы в зависимости от способностей. Для каждого класса готовилось свое расписание занятий. В старшем классе было 8 уроков:

- проверка заданного на дом

- объяснение грамматики

- чтение Цицерона, Плутарха, Эзопа.

Преподавание велось на польском или белорусском языках, в зависимости от того, каким из них владел преподаватель. Арифметика, пасхалии, история не были обязательными для всех школ. Латинский язык изучался по учебнику Элия Доната (до конца 18 в.).

Со второй половины 16 в. начинается на Беларуси деятельность ордена иезуитов, основным направлением которой было противостояние реформации. Практически сразу иезуиты стали открывать учебные заведения под названием коллегиумов: в Вильне (1570), Полоцке и др гор., которые обеспечивали средний уровень образования. В 1579 г. в соответствии с привилеем Стефана Батория Виленский коллегиум был преобразован в академию. С этого времени академия имела право присваивать ученые степени, имеь выборную администрацию. Первоначально в академии было 2 факультета:

- философский (преподавались все гуманитарные, естественнонаучные дисциплины, герменевтика, французский язык)

- теологический

- с 1641 г – действует юридический факультет

Студенты обоих факультетов изучали белорусский язык. Выпускниками стали: М.Смотрицкий, Сорбевский, Симеон Полоцкий.

Академия являлась теоретическим центром контрреформации, выступала против всех типов протестантских школ (лютеранских, кальвинистских, арианских). С 1585 г. в академии появилась своя друкарня. Михаил Радзивил Сиротка перевез из Бреста друкарню своего отца. Сын Сапеги (Казимир) передал академии ценную библиотеку.

Страницы: 1 2

Походы Владимира Мономаха.
Согласно автобиографии Владимир Мономах начал ходить в походы с 13 лет: это были походы к Ростову, Смоленску, Владимиру, Турову, Переяславлю, а затем и Центральную Европу, до «Чешского леса», на помощь полякам против чехов. В сентябре 1078 года, услышав о поражении отца на Сожице, Владимир поспешил к нему на помощь в Переяславль и едва ...

Крещение Руси.
Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, то есть вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии - иудаизм, в Волжской Булгарии - ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. "Повесть временных лет" рассказывает, ...

Советская культура 1917 – 1991
20-30 С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии Задачи - ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии Эта политика гос-ва получила название культурная революция. 9 ноября 191 ...