Католические школы
Страница 1

Католические кафедральные или соборные школы начали появляться с 14 в. Это общеобразовательный тип школ (средние по уровню образования). Кроме клириков в них готовили учителей для школ, а также тех, кто в дальнейшем собирался работать в государственных и общественных организациях.

Одна из первых в ВКЛ – Виленская кафедральная католическая школа. Создается она в 1387-88 гг. и становится ведушим учебным заведением для кафедральных школ на территории Литвы и Беларуси.

Кроме этого кафедральные школы существовали также: в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске и др. городах.

Школы состояли из 3 классов. Высшую должность в школе занимал схоластик, которому подчинялись ректор (детский наставник - учитель). В школах также были: кантор (учитель пения), циркатор (надсмотрщик). Школы находились в подчинении капитул (совет при епископе, который руководил епархией) и епископа.

Программа обучения состояла из след. этапов:

- обучение чтению на латинском языке

- обучение грамматике (этимологии, синтаксису, прасодии (учение о стихосложении))

- изучали польский и греческий языки

- музыку

- арифметику

- в нек. школах в учебную программу вводились дисциплины “7 свободных искусств”.

Существовали также и начальные католические школы, которые начинают образовываться со второй половины 14 в. Это так называемые приходские школы, находившие также в подчинении епископа и капитул. Существовали они во многих белорусских уездах. По своему уровню это были самые примитивные школы. Они не имели единых планов, принципов и методов руководства. В программу обучения входило:

- обучение письму

- чтению

- пению

- иногда вводились основы арифметики.

В 1526 г. Виленский синод разработал учебно-воспитательный план для парафиальных школ, в котором главное место отводилось “карысным навукам, добрым норавам і дабрачыннасці каталіцкай рэлігіі”.

В соответствии с планом в школах изучалось:

- чтение

- письмо

- арифметика

- учились молиться и произносить проповеди

- знакомились с древними философами

Парафиальные школы не имели централизованного руководства, находились в подначалии церквей, каждая отдельная школа имела свой план и рапорядок.

Учитывая потребности государства в необходимости увеличения образованных людей, в отношении просвещения проводились некоторые позитивные мероприятия. Так, в 1496 г. был принят Петриковский статут, а в 1501 г. Петриковская конституция, в соответствии с положениями которых разрешалось получать образование и детям крестьян.

В 15-16 вв. большая роль в организации школьного образования принадлежала Краковскому университету. В 1612 г. там был составлен план для городских сельских школ. В соответствии с ним рекомендовалось изучать:

- языки – латинский, греческий, польский, белорусский

- катехизис

- риторику

- поэзию

- историю

- музыку

- арифметику

- пасхалию

Все ученики делились на классы в зависимости от способностей. Для каждого класса готовилось свое расписание занятий. В старшем классе было 8 уроков:

- проверка заданного на дом

- объяснение грамматики

- чтение Цицерона, Плутарха, Эзопа.

Преподавание велось на польском или белорусском языках, в зависимости от того, каким из них владел преподаватель. Арифметика, пасхалии, история не были обязательными для всех школ. Латинский язык изучался по учебнику Элия Доната (до конца 18 в.).

Со второй половины 16 в. начинается на Беларуси деятельность ордена иезуитов, основным направлением которой было противостояние реформации. Практически сразу иезуиты стали открывать учебные заведения под названием коллегиумов: в Вильне (1570), Полоцке и др гор., которые обеспечивали средний уровень образования. В 1579 г. в соответствии с привилеем Стефана Батория Виленский коллегиум был преобразован в академию. С этого времени академия имела право присваивать ученые степени, имеь выборную администрацию. Первоначально в академии было 2 факультета:

- философский (преподавались все гуманитарные, естественнонаучные дисциплины, герменевтика, французский язык)

- теологический

- с 1641 г – действует юридический факультет

Студенты обоих факультетов изучали белорусский язык. Выпускниками стали: М.Смотрицкий, Сорбевский, Симеон Полоцкий.

Академия являлась теоретическим центром контрреформации, выступала против всех типов протестантских школ (лютеранских, кальвинистских, арианских). С 1585 г. в академии появилась своя друкарня. Михаил Радзивил Сиротка перевез из Бреста друкарню своего отца. Сын Сапеги (Казимир) передал академии ценную библиотеку.

Страницы: 1 2

Александр и Орда
В 1247 году «Поеха Андреи княз Ярославич в Татары к Батыеви, и Олександръ княз поеха по братии же к Батыеви» – сообщает летописец. Поводом для данной поездки послужила гибель Ярослава Всеволодовича, (Плано Карпини писал, что монгольская «ханьша» приказала отравить князя Ярослава, чтобы завоевателям было «свободнее и окончательнее завлад ...

От февраля к октябрю
Февральская революция победила. Старая государственная система рухнула. Сложилась новая политическая ситуация. Однако победа революции не предотвратила дальнейшего углубления кризисного состояния страны. Экономическая разруха усиливалась. К прежним социальнополитическим проблемам: война и мир, рабочий, аграрный и национальный вопросы — ...

СССР в годы первых пятилеток (1928 - 1941)
Со второй половины 20-х годов начинает создаваться централизованная планово-распределительная система управления. Политической основой - диктатура пролетариата, выразителем которой стала Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) – ВКП. После смерти Ленина началась борьба за власть. В 1922г. учрежден пост Генерального секретаря Ц ...