Л.Н. Толстой.
Страница 1

В своей курсовой работе мы, разумеется, не могли не коснуться творчества и личности нашего гениального земляка Льва Николаевича Толстого. Понимая, однако, всю его неординарность и неисчерпаемость как писателя, так и человека, мы позволили себе лишь приблизиться к нему с точки зрения нашего скромного исследования в плане его принадлежности к разряду тульской интеллигенции по образу мысли и общественной значимости, используя в качестве подтверждения высказывания самого Льва Николаевича, а также воспоминания его родных и современников.

Начать хотелось бы со слов старшей дочери Льва Николаевича Т.Л. Сухотиной-Толстой:

« Будучи совсем молодым человеком, он гордо объявил, что его герой, которого он любит всеми силами души, это – Истина. И до того дня, когда он слабеющим голосом сказал своему старшему сыну, своему «истинному другу», что он любит Истину, он никогда не изменял этой Истине. «Узнаете Истину, и Истина сделает вас свободными». Он это знал и служил Истине до смерти»

[37]

.

А вот слова самого Толстого о человеке: «Человек в своей жизни – то же, что дождевая туча, выливающаяся на луга, леса, поля, сады, пруды, реки. Туча, выливаясь, освежила и дала жизнь миллионам травинок, колосьев, кустов, деревьев, и теперь стала светлой, прозрачной и скоро совсем исчезнет. Так же и жизнь доброго человека; многим и многим помог он, облегчил жизнь, направил на путь, утешил и теперь изошел весь и, умирая, уходит туда, где живет одно вечное, невидимое, духовное…»

[38]

Как писал Леонид Леонов, цитируя Толстого, Лев Николаевич принадлежал «к тем людям, которые, «может быть и рады были бы не мыслить и не выражать того, что заложено им в душу, но не могут не делать этого, к чему влекут их две непреодолимые силы: внутренняя потребность и требование людей». Великий художник, он в тоже время был ненасытного жизнелюбия человек, который в пятьдесят лет сел за изучение древних языков, ради ознакомления с первоисточниками общеизвестных истин. Всякий звук жизни вызывал гулкое эхо в его душе, ничто не ускользало от его нетерпеливого и деятельного внимания – философия истории, сословная архитектура государства, задачи педагогики и воспитания, смертная казнь и голод в Поволжье, деньги и землевладение в России, духоборческая эпопея, вопросы веротерпимости, бессмертия и воли…»

[39]

Теперь об общественной и педагогической деятельности Льва Николаевича. В том числе о работе его мировым посредником и создании школьной системы. Как писал правнук писателя – Илья Владимирович, «Толстой знал, что местные дворяне были против его назначения посредником, был готов к столкновению с крепостниками. Но принял должность, потому что, по его словам, «не посмел отказаться перед своей совестью» <…> Он считал, что попал в мировые посредники совершенно неожиданно и что вел дела самым хладнокровным и совестливым способом»

[40]

.

Отдельно хотелось бы написать о педагогической деятельности Толстого. Как говорил сам Толстой о своей школе, она «развивалась свободно, из начал, вносимых в нее учителем и учениками. Несмотря на все преимущество влияния учителя, ученик всегда имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не пускать к себе ученика и имел возможность действовать всей силой своего влияния на большинство учеников, на общество, всегда составляющееся из учеников… При нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее им самим чувствуется потребность порядка, и тем сильнее на них влияние учителя»

Страницы: 1 2

Жестокость, плюсы и минусы
Весь быт военных поселян был регламентирован, отступления от расписания строго карались, назначались наказания палками и шпицрутенами (гибкий лозовый прут длиною в 2 м.). Основным занятием были военные учения. Все сельскохозяйственные работы производились только по приказу командира. Офицеров интересовала прежде всего военная подготовка ...

Города в постиндустриальный период
Развитие городов и городских систем происходило и в постиндустриальный период, который начался в развитых странах во второй половине 20 в и продолжается до сих пор. По прогнозам ООН, к середине 21 века удельный вес городского населения 50% жителей Земли. Вместе с тем, отметим, что процесс урбанизации в постиндустриальный период приобрет ...

Принятие христианства на Руси.
Древнейшее прошлое восточнославянского язычества. Вначале несколько слов о самом термине "язычество". Он - литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова "языци", т. е. "народы", "иноземцы". Таким образом, русские книжники эпохи Киевской Руси - христиане по вере - как бы &quo ...