Поляки после революции 1917 года

История » Поляки на Енисее » Поляки после революции 1917 года

В России 1917-1918 – 3 млн. поляков. В Сибири – от 300 до 500 тысяч поляков. Больше половины составляли ссыльные и их потомки, а также добровольные переселенцы.

В годы гражданской войны в Енисейской губернии была сформирована V-я польская дивизия[18], вошедшая в состав корпуса белочехов.

После изгнания Колчака в Красноярске разместили военнопленных из 20-й польской дивизии. Репрессиям подверглись даже и те поляки, которые не были причастные к участию в V Польской дивизии, преследовали только за то, что они были поляками. После заключения мирного соглашения между Советской Россией и Польшей в 1920 г. многие польские переселенцы стали возвращаться на родину.

Только за 1921—1922 гг. через Красноярск прошло 9,7 тысячи польских репатриантов.

По переписи 1897 г. в Енисейской губернии насчитывалось 5941 поляк. По переписи 1926[19] г. - 14512 человека (военнопленные, переселенцы, ссыльнопоселенцы, беженцы).

На местах стали открываться школы с польским языком обучения, национально-культурные учреждения, поступали газеты и литература на польском языке.

Однако с конца 1930-х годов образовательная и издательская деятельность на польском языке была свернута.

В 1930 году создана система ГУЛАГ – система для осуществления принудительной колонизации на русских Северах, в Казахстане, Сибири и Дальнем Востоке. На 1 октября 1937 года в 9 лагерях заключены 3942 поляка, еще в 10 лагерях - 1386, всего – 5438 человек. На 1 января 1939 года – 551 человек, на 1 января 1941 года – 16 243 поляка[20].

С 1940 г. в Сибирь потянулись новые эшелоны с поляками, которых депортировали из Западной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В Красноярском крае их число превысило 20 тысяч человек[21].

С началом Великой Отечественной войны все польские граждане были амнистированы, из них стали формировать воинские подразделения (армия Андерса, а затем Войско Польское) для борьбы с фашистской Германией. В Красноярске к 1945 году регулярно выходили в эфир радиопередачи на польском языке, работало несколько детских домов и шесть школ для детей польских мигрантов, причем обучение в них велось по старым польским программам и учебникам.

В послевоенное десятилетие тысячи поляков вернулись на родину. В 1953 г. была объявлена амнистия и репатриация, в 1956 г. для иностранных граждан[22]. Перепись 1959 г. зафиксировала в Красноярском крае 6,4 тысячи человек польской национальности, после чего численность диаспоры стала неуклонно уменьшаться, достигнув в 2002 г. отметки в 2 519 человек. Из них на долю мужчин приходится всего 42 %. Удельный вес горожан — 76,6 %. Треть численности диаспоры проживает непосредственно в Красноярске, еще 10,5 % — в Норильске, 4 % — в Канске. Сохранились такие польские деревни, как Александровка в Краснотуранском районе и Конок в Партизанском районе Красноярского края, а также Знаменка в Боградском районе Республики Хакасия, однако число поляков в них невелико.

Определение «арменоидного»антропологического типа
Понятие "арменоидов", или "арменоидного типа", было введено в антропологию в конце прошлого века. Вначале этот тип называли "ассироидным", так как считали, что он лучше всего представлен на ассирийских барельефах, Позже было замечено, что ассирийская скульптура является лишь частью намного более широкого я ...

Разрушение Кабула и вывод английских войск из Афганистана
После ухода иноземных войск из Кабула Шуджа пошел на компромисс с главами нескольких враждующих между собой феодальных группировок, среди которых были и руководители восстания Мухаммед Земан и Аманулла Логари. Под давлением народных масс он вынужден был объявить священную войну англичанам и даже предпринять поход на Джелалабад. По пути ...

Даймлер и Бенц - основоположники автомобилестроения
Отрасль автомобилестроения была заложена в Германии, где в 1885 году Карл Бенц (Karl Benz) (1848-1929) сконструировал свою трехколесную "повозку с бензиновым двигателем". Тогда же Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) (1834-1900) построил велосипед с мотором, а год спустя - "повозку" на моторной тяге. Задолго до них уже ...