Николай Михайлович Карамзин как историк и его методы исследования прошлогоСтраница 8
Важным принципом при написании "Истории…" является принцип следования правде истории, как он ее понимает, пусть и была она иногда горька. "История не роман, а мир не сад, где все должно быть приятно. Она изображает действительны мир" замечает Карамзин. Но он понимает ограниченные возможности историка в деле достижения исторической истины, так как в истории " как в деле человеческом, бывает примесь лжи, однако ж характер истины всегда более или менее сохраняется, и сего довольно для нас, чтобы составить себе общее представление о людях и деяниях". Следовательно, историк может творить из того материала, который у него есть и он не может произвести "золота из меди, но должен очистить и медь, должен знать всего цену и свойства; открывать великое, где оно таится, и не давать малому прав великого". Научная достоверность – лейтмотив, постоянно беспокойно звучащий на всем протяжении карамзинской "Истории…"
Еще одним важнейшим достижением "Истории…" является то, что здесь с ясностью раскрывается новая философия истории: только что начавший складываться историзм "Истории .". Историзм открывал принципы постоянного изменения, развития и совершенствования человеческого общества. Порождал понимание места каждого народа в истории человечества, своеобразие культуры каждой науки, особенности национального характера Карамзин провозгласил одним из своих принципов создании истории общества во всех ее проявлениях, описание всего того, что входит в "состав" гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы. Промышленность, причем Карамзин стремится "переданное нам веками соединить в систему ясную стройным сближением частей". Этот комплексный подход к истории, проникнутый понятием единства исторического процесса, выявлением причинно-следственных связей событий составляет основу исторической концепции Карамзина.
Но не во все историк опередил свой век: "он был сыном времени и по общей дворянской настроенности своей идеологии, хотя и облагороженной просветительскими идеями и по общему провиденциалистскому подходу к истории, несмотря на стремление выявить ее житейские закономерности, и порой наивными попытками оценить роль той или иной личности в истории,. что вполне соответствовало духу той эпохи".
Его провиденциализм ощущается в оценке крупных исторических событий. Так, например, он искренне верит в то, что явление Лжедмитрия I в истории России было рукой проведения, покаравшего Бориса Годунова, по его мнению, за убийство царевича Дмитрия
Так же нельзя не сказать и о том, что в своей "Истории…" Карамзин поставил проблему художественного воплощения истории страны. "Художественность изложения как непременный закон исторического повествования была сознательно прокламирована историком", считавшим, что: "видеть действие действующих", стремиться к тому, чтобы исторические лица жили "не одним сухим именем….". В предисловии Н.М. Карамзин перечисляет: "порядок, ясность, сила, живопись. Он творит из данного вещества…". "Он" у Карамзина - это историк, а подлинность материала, упорядоченность и ясность изложения, живописная сила языка – таковы выразительные средства, находившиеся в его распоряжении.
Именно из-за своего литературного характера "История…" подверглась критике со стороны современников и историков последующих лет. Так, "Стремление Карамзина превратить историческое изложение в занимательный рассказ, оказывающий нравственно воздействие на читателя, не отвечало представлениям С.М. Соловьева о задачах исторической науки. Он пишет, что Карамзин смотрит на свою историю со стороны искусства". Н.М. Тихомиров обвиняет Н.М. Карамзина в склонности "даже иногда несколько отойти от источника, лишь бы представить яркие картины, яркие характеры". Да, у нас есть фундаментальные труды, созданные мощными исследовательскими коллективами, но очень мало увлекательных книг по отечественной истории. Писатель может специально затруднить свою манеру изложения, усложнить язык, создать многоплановость сюжета. А с другой стороны, он может приблизить читателя к своей работе, сделать его участником событий, сделать исторический образ реальным, что делал Карамзин и его "Историю…" читали с огромнейшим удовольствием. Так разве можно обвинить историка только в том, что его манера изложения интересна читателю?
Анализ научных работ А.И.Маркевича, относящихся к
отдельным персоналиям проживавших и посещавших Тавриду. Научная работа А.И.Маркевича посвящённая Андрею Яковичу
Фабру
Андрей Яковлевич Фабр принадлежал к одним из ярчайших персоналий проживавших и трудившихся в Крыму. С именем этого человека связано образование детского приюта в городе Симферополе, который был открыт 30 октября 1804 г. Помимо общественной деятельности Андрей Яковлевич проявлял интерес к истории Крыма, его перу принадлежит несколько цен ...
Происхождение этрусков
Этрусский период в истории Италии начинается приблизительно в VIII в. до н. э. Этруски были наиболее культурным, наряду с греками, народом Италии в I тыс. до н.э. На фоне лигуров, италиков, иллирийцев, живших в условиях первобытно-общинного строя, этруски выделялись тем, что у них возникли классовое общество и государственная организаци ...
Раннефеодальная монархия в Древней Руси
Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное идоклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но пре ...

