Николай Михайлович Карамзин как историк и его методы исследования прошлого
Страница 11

История » Николай Михайлович Карамзин как историк и его методы исследования прошлого

Все вышесказанное заставляет с осторожностью относиться к текстам, помещенным в "Примечаниях". И это не удивительно. "Примечания" для Карамзина – это доказательство не только того, как было, но и подтверждение его взглядов на то, как было. Исходную позицию такого подхода историограф высказал следующим образом: "Но история, говорят, наполнена ложью; скажем лучше, что в ней, как в деле человеческом, бывает примесь лжи, однако ж характер истины всегда более или менее сохраняется; и сего довольно для нас, чтобы составить общее понятие о людях и деяниях". Довольство историографа "характером истины" о прошлом, по существу, означало для него следование тем источникам, которые отвечали его исторической концепции.

Неоднозначность оценок "Истории государства Российского", творчества и личности Н.М. Карамзина характерны со времени выхода в свет первого тома "Истории государства Российского" вплоть до наших дней. Но все единодушны в том, что это редчайший пример в истории мировой культуры, когда памятник исторической мысли воспринимался бы современниками потомками как вершинное произведение и художественной литературы.

Для Карамзина в истории характерна строгая торжественность, четкий и как бы замедленный ритм изложения, более книжный язык. Заметно нарочитое стилистическое свойство в описаниях деяний и характеров, четкая прорисовка частностей. Полемика ученых и публицистов конца 1810-х – начала 1830-х гг. в связи с появлением томов "Истории…" Карамзина, размышления и отклики первых читателей, особенно декабристов и Пушкина, отношению к наследию Карамзина следующих поколений, знание "Истории государства Российского" в развитии исторической науки, литературы, русского языка – темы, давно уже привлекшие внимание. Однако "История…" Карамзина как явление научной жизни изучено еще недостаточно. Между тем, этот труд наложил чувственный отпечаток на представления русских людей о прошлом своего отечества, да и вообще, об истории. В течение почти столетия не было в России другого исторического сочинения. И не было другого исторического труда, который, потеряв былое значение в глазах ученых, оставался бы столь долго в обиходе культуры так называемой. широкой публики.

"История государства Российского" продолжала восприниматься как данность отечественной культуры даже тогда, когда существенно обогатились знания о Древней Руси и стали господствовать новые концепции исторического развития России и исторического процесса в целом. Без знания "Истории…" Карамзина немыслимо было называться в России образованным человеком. И, вероятно, В.О. Ключевский нашел правильное объяснение этому, отметив, что "взгляд Карамзина на историю…строился на нравственно-психологической эстетике". Восприятие образное предшествует логическому, и эти первые образы дольше удерживаются в сознании, чем логические построения, вытесняемые позже более основательными концепциями.

Историческое знание – важнейшая часть нашей культурной жизни. Воспитание историей неотделимо от нравственного воспитания, от формирования общественно-политических воззрений, даже эстетических представлений. Издание "Истории государства Российского", причем в полном виде, помогает увидеть не только первоистоки важнейших явлений в истории русской науки, литературы, языка, но и облегчает изучение исторической психологии, истории общественного сознания. Поэтому труд Н.М. Карамзина на долгое время стал образцом подходов к исследованию основных сюжетов Российской истории.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 

Последний год жизни
Состоявшийся 27 марта - 2 апреля 1922 11-й съезд РКП(б) был последним, на котором присутство­вал и выступал Ленин. Он оправдывал и считал нормой утвердившуюся в стране однопартийность и был решительным сторонником жёсткой дисциплины в РКП(б). По насто­янию Ленина 10-й съезд РКП(б) (март 1921) принял резолюцию "О единстве партии&quo ...

Реформы в сфере налогообложения.
В сфере налогообложения Константин Маврокордат упразднил общий налог по населенным пунктам (числа) и заменил его налогом на главу семьи, уплачиваемым в четырёх четвертях, по частям на протяжении всего года. Все старые личные налоги, как, например, харачул, даждия и др., были объединены в этих четвертях. Были упразднены такие налоги, к ...

Мюнхенский сговор
29 сентября 1938 г. рейхсканцлер Германии Гитлер, английский премьер-министр Чемберлен французский президент Даладье и председатель правительства Италии Б. Муссолини подписали договор о передаче Германии части Чехословакии (Сама Чехословакия в соглашении не участвовала). Эта индустриально развитая страна, занимающая важное положение в Е ...