Религия

Составной частью государственного устройства является идеология. У древних народов идеология воплощалась в религии, вере. «К моменту языческой реформы 980 года четкой системы богов у восточных славян, вероятно, еще не было».[6] В сохранившихся древних памятниках во времена, предшествовавшие христианизации, можно выделить несколько религиозных культов. Один из них — это семейно-родовой культ предков. Центральное место в этом культе отводилось почитанию Рода и Рожаниц — охранительниц семьи. Семейно-родовой культ предполагает почитание умерших предков.

К семейно-родовому культу относится почитание Домового (Домо­жи­ла, Дедушки, Хозяина, Суседко и пр.). Он считался невидимым покровителем семьи, заботящимся о благополучии хозяйства.

Покровителем рода, семьи, охранником границ родовой территории был Чур. То, что этот покровитель относился к родителям, предкам, видно из слова пращур.

Другой порядок верований — это почитание видимой природы — общинные и аграрные культы. У славян во главе богов стоял Сварог — бог неба. Его сыновья Сварожичи — солнце и огонь — были источниками света и тепла. Богом солнца был Даждьбог, ветра — Стрибог, покровитель скотоводов, купцов и дружинников — Велес, покровительницей женского труда была богиня Мокош.

Постепенно с усилением власти князей на первое место выдвигается бог молнии и грома Перун, который потом сливается со Сварогом. К IX веку Перун стал самым грозным богом, только ему приносились человеческие жертвы.

Покровителями земледельческого труда были бог плодородия — Ярила, бог летнего травоцветения — Купала, зимнее божество — Коляда, Авсень — символ начала весны.

Языческие боги были известны всем славянским племенам. Но у каждого племени был свой главный бог-покровитель. Известно, что у полян главным богом был Перун, у новгородских словен — Велес.

После объединения восточных славян под своей властью киевские князья попытались сделать своего бога Перуна главным богом славян. Если в договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются несколько богов, то в договоре Игоря с Византией (944 г.) назван только Перун. Однако против возвеличивания Перуна выступили покоренные племена, ведь у каждого из них был свой главный бог-покровитель.

В 980 году князь Владимир предпринял новую попытку перейти к единобожию на основе язычества. Она тоже оказалась неудачной. Выход был возможен в принятии одной из мировых религий.

Повесть временных лет рассказывает, как князь Владимир I вы­би­рал веру. Выслушав представителей различных религий — иудейской, мусульманской и христианской, Владимир остановил свой выбор на христианской вере православного толка. В Киеве на тот момент было уже немало православных христиан, поэтому дело обращения пошло весьма успешно. «По повелению князя Владимира все некрещеные киевляне были созваны на берег Днепра и там крещены в 988»[7].

Крещение Руси содействовало укреплению международного положения Киевской Руси. Русь вошла в семью европейских христианских народов, получила широкий доступ к знаниям, накопленным человечеством, так как Византия была самой образованной страной того времени. И, наконец, сама церковь в лице митрополита, епископов, паломников стала влиятельным элементом внешней политики и самой дипломатической службы.

Общество, власть, диссиденты. Правовая ответственность за инакомыслие в СССР
Для борьбы с диссидентами власть использовала соответствующие положения советского законодательства, дискредитацию через средства массовой информации. Проводником карательной политики являлся в основном КГБ. Диссиденты, как правило, обвинялись в таких преступлениях как "общественно опасное умышленное деяние, направленное на подрыв ...

Выкупная операция
Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. 28 декабря 1881 года было издано «Положение», предусматривавшее перевод остававшихся ещё на временно-обязанном положении крестьян на обязательный выкуп начиная с 18 января 1883 года. К 1881 году временно-обязанных крестьян оставалось всего 15%. Перевод их на выку ...

Христианство на Руси в 882-912 гг.
В 882 году, согласно «Повести временных лет», в Киевской земле произошел переворот. Киев был захвачен новгородским князем Олегом, который, уничтожив правивших там князей – Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в городе. Позиция Олега по отношению к христианству и к киевским христианам была по-разному расценена историками. В.И ...