Дворец Топкапы

Место пребывания султана — дворец Топкапы, называемый также «Пушечные врата», второй дворец, построенный Мехмедом II после дворца над форумом Таури, с тех пор называемый «Старым дворцом». Возвышающийся одновременно над Босфором, Золотым Рогом и Мраморным морем, дворец Топкапы был построен между 1463 и 1478 гг. на месте древнего византийского акрополя. Османские султаны будут обитать в нем до середины XIX в.

Резиденция османского монарха не похожа на европейские королевские дворцы, занимавшие обширные роскошные сооружения. Окруженная высокими крепостными стенами с башнями, со своим населением и со своими стражами, султанская резиденция образует своего рода город в городе. Резиденция состоит не из одного здания, это — комплекс сооружений различных размеров и стилей, возведенных при разных султанах, начиная с Мехмеда II. В ней проживали тысячи людей самых разных профессий, посвятивших себя службе и приумножению славы султана.

По своему месторасположению, размерам и функциональности дворец является высшим символом власти османской державы. Здесь находится не только резиденция монарха, но и, изначально, правительство. Он состоит из двух различных частей: из внешней, бируп, открытой для посещения, и внутренней, строго частной, эпдерун.

— Внешняя сторона (бируп)

Это пространство включает в себя два первых двора и прилегающие к ним постройки. Первый двор выходит на «Августейшие врата» (Баб-и хумай-уп), в непосредственной близости от храма Святой Софии; эта обширная эспланада, на которой расположена старинная церковь святой Ирины, служит для складирования оружия и боеприпасов. Открытый для всех, он, через «Срединные врата» (Орта капи), или через «Врата гостеприимства» (бабас-са-лям), сообщается со вторым двором, где находятся все внешние службы, обеспечивающие «отношения монарха с внешним миром». Именно там пребывал персонал, связанный с жизнью двора (врачи, фармацевты, астрологи, повара, ремесленники, художники и т.д.) и государства. И там же пребывало правительство и собирался Диван.

— Внутренняя часть (эндеруп).

Во внутреннюю часть дворца, эндеруп, попадают через «Врата счастья» (баб ас-саадет) или через «Дверь белых евнухов». Там, вместе с третьим двором, начинаются частные владения султана, доступные лишь его близким друзьям, личной прислуге, стражникам, евнухам белой расы (белые ага)\ здесь расположен гарем, мир наложниц, фавориток, рабов и их надзирателей, чернокожих евнухов, и султан—единственный «полноценный» мужчина, который может туда войти.

Султанский сераль своего рода город в городе. Только слуги монарха и гарема насчитывают многие тысячи людей: от 6000 до 8000 в XVI в., 14 500 в конце XVII в.

Понятие и сущностные характеристики модернизации.
Понятие модернизации. Современная эпоха сегодня стремительно изменяется. Цивилизованный мир находится на пороге новой цивилизации. Ученые пытаются найти название новым реалиям, которое отражало бы сущность происходящих изменений: информационное общество, постмодернистское общество и т.д. Начинают формироваться качественно новые черты: ...

Евреи в Советском Союзе в 1945–1953 гг
Политика великодержавного русского шовинизма, которую советские власти стали проводить во время войны, усилилась сразу по ее окончании. 24 мая 1945 г., во время торжественного банкета в Кремле по поводу победы над нацистской Германией, И. Сталин произнес тост за здоровье русского народа как «руководящей силы Советского Союза». Речь И. С ...

Циклическая концепция развития цивилизаций
Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался на простых и доступных всем наблюдениях: жизненно-биологический путь человека (рождение, рост, молодость, зрелость, старость, смерть), лунные фазы, смена времени года и. т.д. поэтому цикличность, цикл - обязательный элемент всех мифов об умерших и воскресших богах, катаст ...