Дворец Топкапы

Место пребывания султана — дворец Топкапы, называемый также «Пушечные врата», второй дворец, построенный Мехмедом II после дворца над форумом Таури, с тех пор называемый «Старым дворцом». Возвышающийся одновременно над Босфором, Золотым Рогом и Мраморным морем, дворец Топкапы был построен между 1463 и 1478 гг. на месте древнего византийского акрополя. Османские султаны будут обитать в нем до середины XIX в.

Резиденция османского монарха не похожа на европейские королевские дворцы, занимавшие обширные роскошные сооружения. Окруженная высокими крепостными стенами с башнями, со своим населением и со своими стражами, султанская резиденция образует своего рода город в городе. Резиденция состоит не из одного здания, это — комплекс сооружений различных размеров и стилей, возведенных при разных султанах, начиная с Мехмеда II. В ней проживали тысячи людей самых разных профессий, посвятивших себя службе и приумножению славы султана.

По своему месторасположению, размерам и функциональности дворец является высшим символом власти османской державы. Здесь находится не только резиденция монарха, но и, изначально, правительство. Он состоит из двух различных частей: из внешней, бируп, открытой для посещения, и внутренней, строго частной, эпдерун.

— Внешняя сторона (бируп)

Это пространство включает в себя два первых двора и прилегающие к ним постройки. Первый двор выходит на «Августейшие врата» (Баб-и хумай-уп), в непосредственной близости от храма Святой Софии; эта обширная эспланада, на которой расположена старинная церковь святой Ирины, служит для складирования оружия и боеприпасов. Открытый для всех, он, через «Срединные врата» (Орта капи), или через «Врата гостеприимства» (бабас-са-лям), сообщается со вторым двором, где находятся все внешние службы, обеспечивающие «отношения монарха с внешним миром». Именно там пребывал персонал, связанный с жизнью двора (врачи, фармацевты, астрологи, повара, ремесленники, художники и т.д.) и государства. И там же пребывало правительство и собирался Диван.

— Внутренняя часть (эндеруп).

Во внутреннюю часть дворца, эндеруп, попадают через «Врата счастья» (баб ас-саадет) или через «Дверь белых евнухов». Там, вместе с третьим двором, начинаются частные владения султана, доступные лишь его близким друзьям, личной прислуге, стражникам, евнухам белой расы (белые ага)\ здесь расположен гарем, мир наложниц, фавориток, рабов и их надзирателей, чернокожих евнухов, и султан—единственный «полноценный» мужчина, который может туда войти.

Султанский сераль своего рода город в городе. Только слуги монарха и гарема насчитывают многие тысячи людей: от 6000 до 8000 в XVI в., 14 500 в конце XVII в.

Интеллигенция – нравственный пример. Общественная деятельность рыцарей морали: педагоги.
Говоря об интеллигенции как образованной части российского общества, нельзя не рассказать об учителях и врачах как ее основе. История Тульского края XIX столетия пронизана целой плеядой блестящих педагогов, таких как К.Д. Ушинский, С.Д. Нечаев, а также просветительская деятельность В.А. Левшина и Л.Н. Толстого. Все они внесли свой огр ...

Социально-политический строй и общественное движение в России в начале XX в
К началу XX в. территория Российской империи выросла до 22,2 млн. кв. км. По размеру она занимала 2-е место в мире (после Британской империи). Население с конца XIX в. увеличилось почти на треть и составило к 1913 г. около 166 млн. человек разных национальностей. (В 1897 г. была проведена первая в России всеобщая перепись населения). О ...

Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. Бунташный век
Царь Михаил Федорович. 11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых венчался на царство. Молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления. Поначалу решающую роль в управлении государством стали играть мать царя и его родственн ...