Административно-территориальное деление Российского государства – губернии, провинции, уезды. Местные органы государственного управления – канцелярии – основной административный, финансовый и судебн
Страница 3

История » Особенности управления Российским государством на разных этапах его развития » Административно-территориальное деление Российского государства – губернии, провинции, уезды. Местные органы государственного управления – канцелярии – основной административный, финансовый и судебн

По указу императора от 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви, оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами, учреждением школ, надзор за путями сообщения, надзор за помещиками, разоряющими своих крестьян, а также и за соблюдением царских указов.

Степень зависимости воевод от губернаторов не была определена, что на практике приводило к полной беспорядочности.

Отдельные ветви управления для финансов ( земские камериры ) с подчиненными им земским комиссарами. Они назначались камер-коллегией до 1724 г., а с того года выбирались дворянами по дистриктам для сбора податей и для полицейского управления под надзором губернаторов и воевод и под отчетностью своих избирателей.

Судебной функцией обладали единоличные ландрихтеры, а затем (8 января 1719 г.) - коллегиальные надворные суды под председательством обер-ландрихтеров.

В малых городах были учреждены городовые судьи.

Петр I стремился осуществить принцип (правда, не до конца воплощенный в жизнь ) отделения суда от администрации. Губернаторы, не вмешиваясь в судопроизводство, могли остановить исполнение решений суда, хотя и отвечали за неосновательный протест.

В 1718 -1719 г. была проведена реформа городского самоуправления. Были созданы новые подчиненные губернаторам органы - магистраты. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

В 1722 г. - суд был вновь соединен с администрацией. Теперь губернатор должен был председательствовать в надворных судах. Что касается провинциальных судов, то там в качестве судей выступали воевода и один или два асессора. Иногда последние откомандировывались в отдаленные города данной провинции для единоличного суда.

При Петре I сложилась полностью бюрократизированная система местного управления. Участие местного, земского элемента не допускалось.

Учреждения о губерниях 1775 г. Местные учреждения екатерининского периода были основаны на самоуправлении, но не земском, а чисто сословном.

При заметном увеличении числа губерний, последние были существенно уменьшены в объеме (по 300 - 400 тыс. душ в одной губернии ).

Такие губернии управлялись наместниками или генерал-губернаторами (впоследствии наместники иногда, не повсеместно, назначались сразу на несколько губерний). Губернатор управлял с помощью наместничьего правления. Такое правление имело лишь совещательное значение. По общему правилу губернии делились на уезды по20-30душ ( иногда могло иметь место деление сначала на провинции).

Уездом управлял земский исправник или капитан ( избирался дворянством уезда ).

В нижнем земском суде заседали исправник и два заседателя по выбору от дворянства. Города управлялись городничими.

Специальные ветви местного управления в эпоху Екатерины выглядели следующим образом:

В казенном управлении - казенной палате председательствовали вице-губернатор, директор экономии, советник, два асессора и казначей ).

Дела призрения и народного образования был создан приказ общественного призрения ( 6 членов: 2 выборных от каждого из 3-х сословий).

Суд. Для губерний были сформированы коронные палаты - гражданский и уголовный суд ( это уже относится к вопросу о судебных учреждениях ).

Страницы: 1 2 3 4

Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 ГГ.
По Люблинской унии (1569), объединившей Польшу и Литву в единое государство — Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Крепостное право в Польше юридически оформилось еще в середине XVI в. (1557). Ка ...

Киевская Русь. Начало политической раздробленности
Сосредоточение власти в руках великого князя, подчинение Киеву отдельных русских земель посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников, стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны. Этому способствова ...

Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций
1. Линеарная концепция. Основывается на представлении, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Этой концепции не знали ни античность, ни средние века, появилась она в XVI - XVIII в. в. в период борьбы за духовную эмансипацию человека. Прогресс человечества виделся как прогресс чел ...