Христианство на Руси в княжении Ольги и Святослава
Страница 1

История » Принятие христианства на Руси. Причины выбора и значение » Христианство на Руси в княжении Ольги и Святослава

После смерти князя Игоря верховная власть в Русском государстве сосредотачивается в руках его вдовы Ольги, которая принимает христианство.

Уже В.Н.Татищев, опиравшийся на летописные памятники, и в частности на Иоакимовскую летопись, склонен был рассматривать крещение Ольги как важнейший шаг в деле утверждения христианства на Руси. Он считал, что после крещения Ольги « многие крестились…Паче же Ольга, как владетельная, могла многих верных ей вельмож склонить, особливо бывшие с нею в Цареграде…»

Макарий полагал, что Ольга ездила в Константинополь, будучи внутренне подготовленной к принятию христианства. Она крестилась в Византии вовсе не потому, что боялась киевских язычников. Просто Ольга желала «принять свет в самом источнике его». По возвращении из Царьграда она стала распространять христианство на Руси: свергла идолов, создавала христианские церкви. Только противодействие Святослава помешало ей сделать Русь христианской державой.

В 957 году Ольга поехала в Константинополь язычницей, не имея ещё твердого намерения принять христианство. Но пораженная там «величием греческой религии», крестилась. Возвратившись на родину, она попыталась склонить к христианству Святослава, но он остался верен язычеству. Но те, кто хотел креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним. Это повлияло на дальнейшее распространение христианства в Киевском государстве. Началась борьба между христианством и язычеством.

На Ольгу благотворно повлияло проповедничество варягов-христиан, проживавших в Киеве. По политическим причинам она не могла открыть сразу же после смерти Игоря свои убеждения. Ольга тайно крестилась в Киеве, а в Константинополь прибыла христианкой после сложения с себя регентских обязанностей и передачи власти Святославу. После крещения она стала ниспровергать языческих идолов.[9]

Русь во времена Ольги не была подготовлена к перевороту в идеологии, который был связан с принятием новой религии. Поэтому княгиня осталась одинокой христианкой даже в своей семье. При Ольге христианство на Руси было лишь едва «терпимой полудозволенной» религией. Само обращение русской княгини в христианство историк Левченко связывал с попыткой русского правительства установить более тесные отношения с Византией, в первую очередь торговые.

Принимая христианство, Ольга предполагала сделать его государственной религией, но этому помешала византийская церковно-политическая концепция, согласно которой «любой народ, принявший христианство из рук греков, становился вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством. Русское правительство не хотело таких неравноправных отношений с Византийской державой. Выбор христианского имени княгини Ольги не был случайным. Ольга была наречена при крещении Еленой в честь матери Константина Великого, считавшейся «равноапостольной». Наречение русской княгини при крещении Еленой очень прозрачно намекало на устремление Византии установить с её помощью христианство на Руси как официальную религию и тем самым поставить молодое, но могучее славянское государство в вассальные отношения к цесарю Византии.

Византийцам не удалось исполнить задуманное. Ольга действительно думала об организации церкви на Руси и колебалась меду двумя тогдашними христианскими центрами – Константинополем и Римом. Попытку Ольги ввести христианство на Руси следует расценивать как охранительную государственную меру с целью упрочения княжеской власти и подавления народных масс.[10]

При Святославе (957-972гг.), сыне Ольги и Игоря, возрос международный престиж Киева. Концу второй половины X века процесс централизации Киевского государства был завершен. Святослав известен как воин, завоевавший Волжскую Болгарию. В основанный им город Переяславец на Дунае он пытался даже перенести столицу своего государства вопреки интересам Византии. Святослав разгромил Хазарское царство, разбил ясов и касагов (черкесы) на Северном Кавказе и укрепил восточные и южные границы Киевского княжества. На берегу Азовского моря он основал город Тмутаракань.

С именем Святослава связаны не только военные успехи. При нем обострились отношения с Византией. Разгром Хазарского государства открыл границы для набегов печенегов, которые и убили князя, застав его врасплох на пути из Византии в Киев, недалеко от Днепровских порогов.

Страницы: 1 2

Социально-экономическое развитие в XVII веке. Россия после смуты
Преодоление «великого московского разорения», восстановительный процесс после смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия. Генеральная линия русской истории проходила по пути дальнейшего укрепления крепостнических порядков и сословного строя. Территория и население. Территория России в XVII в. по сравнению с X ...

Февральская революция
В начале 1917 г. усилились перебои в поставках продовольствия в крупные города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда. 18 февраля к ним присоединились рабочие Путиловского завода. Администрация объявила о его закрытии. Это послужило поводом к началу массовый выступ ...

Духовенство
Православное духовенство состояло из двух частей: белого, приходского (от рукоположения) и черного, монашеского (от пострижения). Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия). Белое духовенство занимало низшие посты в церковной иерархии: священнослужителей (от дья ...