Административно-территориальное деление Российского государства – губернии, провинции, уезды. Местные органы государственного управления – канцелярии – основной административный, финансовый и судебн
Страница 2

История » Особенности управления Российским государством на разных этапах его развития » Административно-территориальное деление Российского государства – губернии, провинции, уезды. Местные органы государственного управления – канцелярии – основной административный, финансовый и судебн

Города управлялись городничими. Следующие специальные ветви управления:

- для казенного управления - казенная палата в губернии (состав: вице-губернатор, директор экономии, советник, два асессора и казначей)

- для дел призрения и народного образования - приказ общественного призрения (состав: 6 членов по 2 выборных от каждого сословия).

- для суда

- для целой губернии - коронные палаты для гражданского и уголовного суда и выборные верхний земский суд и уездный земский суд в каждом уезде

- для суда над крестьянами учреждаются нижние расправы и высшая инстанция для них - верхняя расправа в губернии.

- суд на городскими жителями сосредоточен в магистратах

- установлен совместный суд из выборных от трех сословий для решения дел неформальным порядком.

Надзор над судами вверяется прокурорам (над администрацией) и стряпчим (над казенным управлением и судом).

Период 1702 - 1708 гг. может быть охарактеризован наличием многочисленных попыток комбинирования прежних элементов местного управления.

По указу Петра от 1702 г. вместо двух отдельных управлений - губных старост и воевод - было поручено «ведать всякие дела с воеводы дворянам - тем городов помещикам и вотчинникам, добрым и знатным людям, по выбору тех городов, помещиков и вотчинников». В больших городах выбирались по 3 или 4 человека, малые - по 2. Воевода был лишен права принимать какие-либо решения единолично, отдельно от «дворянских заседателей».

Однако, согласно императорскому указу, с 1705 года воевода мог сам выбирать таких заседателей из числа местных дворян.

В 1708 г. вся Российская Империя была разделена на 8 больших губерний, которые в свою очередь делились на провинции, а затем - на уезды. По словам М. А. Исаева, подобное административно-территориальное деление имело своей целью финансовое обеспечение различных «отраслей государства». В качестве примера можно взять Смоленскую, Полтавскую и Архангельскую губернии, которые должны были финансировать балтийский флот, сухопутную армию и государственную бюрократию соответственно.

По мнению Владимирского-Буданова, подобного рода губернии были слишком крупны и слишком неравномерно разделены для того, чтобы сосредоточить там по-настоящему местное управление. Таким образом, вследствие огромной власти, которой обладали губернаторы, такое управление территориями можно назвать центрально-местным. Главные административные органы оставались в городах.

Города управлялись обер-комендантами и комендантами, т.е. прежними воеводами.

Губернское управление представляли губернаторы и вице-губернаторы (в их основную компетенцию входил надзор за военной и финансовой сферами управления ).

Ландраты были учреждены по лифляндскому образцу в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. При обер-комендантах - их было на половину меньше. Они также составляли коллегиальное учреждение под председательством губернатора. Назначались же ландраты сенатом по представлению губернатора. С 1714 г. они избирались местными дворянами.

В 1710 г. число губерний было увеличено до 10. При этом в каждой губернии было неодинаковое число провинций. Всего провинций было 45.

Провинции делились на дистрикты (старинные уезды ) и управлялись воеводами ( вице-губернаторами). Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юстиции, Вотчинная) имели на местах собственный разветвленный аппарат из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли конторы камерирских дел ( раскладка и сбор податей ) и рентерн-казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров ).

Страницы: 1 2 3 4

Февральская революция 1917 г.
В работе "Крах II Интернационала" (май-июнь 1915г.) Ленин подчеркивал, что революция не может быть "ввезена" извне, она является результатом внутреннего развития каждой страны, порождается объективными причинами, крайним обострением социальных противоречий, назревших кризисов, называемых революционными ситуациями. Н ...

«Никто не забыт - ничто не забыто!»
События, очевидцем которых стала примиусская земля, оживают в музыке, в стихотворных строчках, под резцом скульптора и кистью художника. Так Анатолий Сафронов воспел Миус в своей одноименной поэме. К 25-летию победы на Миусе, художники Олег и Игорь Бувалко написали картину « Против Миус-фронта». В битве за Миус совершили бессмертные по ...

Реформы Константина Маврокордата.
Николае Маврокордат, вернувшись из австрийского плена, вновь правил в Валахии до 1730 года, после чего на трон вступил его сын Константин. Константин Маврокордат по нескольку раз правил в Валахии и в Молдове с 1730 по 1769 годы. Находясь под сильным влиянием административных идей европейских монархов, он различными грамотами, одобренны ...