II Съезд РСДРП 1903 г
Страница 1

"Большевизм существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года".

В.И.Ленин разработал проект Устава партии, написал план доклада съезду о деятельности организации "Искры", другие материалы. В.И.Ленин разработал регламент и порядок дня съезда, проекты резолюций: о демонстрациях, о работе среди крестьянства, о работе в войске, об отношении к учащейся молодежи.

II съезд открылся 17 июля 1903 года в Брюсселе. Первое заседание проходило в складском помещении на одной из рабочих окраин бельгийской столицы. Но из-за преследований полиции работа съезда была перенесена в Лондон. 26 организаций послали на съезд своих делегатов. Состав их был неоднороден. Наряду с последовательными пролетарскими революционерами в работе участвовали "экономисты", центристы и другие представители оппортунизма. Это определило остроту и напряженность развернувшейся на съезде борьбы по многим вопросам.[7]

В.И.Ленин активно участвовал в работе съезда. Он был избран вице-председателем съезда, а также членом программной, уставной и мандатной комиссий. В протоколах записано свыше ста тридцати его выступлений и замечаний. Съезд утвердил выработанный редакцией "Искры" проект Программы партии, впервые в истории международного рабочего движения после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса была принята такая революционная программа, в которой борьба за диктатуру пролетариата выдвигалась как основная задача рабочего класса. В принятой Программе подчеркивалась роль пролетариата - руководителя всех трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за демократию и социализм, определялась роль крестьянства как союзника рабочего класса. В рукописи первого параграфа проекта Устава партии Ленин требовал от каждого ее члена активного участия в революционной борьбе, подчинения единой партийной дисциплине. При выборах центральных руководящих органов партии - Центрального Комитета и редакции Центрального Органа - сторонники В.И.Ленина получили большинство голосов. Именно с тех пор их стали называть "большевиками", а их противников - оппортунистов, оставшихся в меньшинстве, - "меньшевиками. И только за Лениным беспрекословно шли, как за един­ственным, бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою . редкостное явление человека же­лезной воли, неукротимой энер­гии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело с не меньшей верой в себя . Людовик XIV мог говорить: Государство - это я . Ленин без излишних слов неизменно чувст­вовал, что партия - это он. Что он - концентрированная в од­ном человеке воля движения. И соответственно этому действо­вал." ("Коммунист", 1990. № 5).

После завершения работы II съезда РСДРП (10 августа 1903г.) В.И.Ленин и его соратники посетили могилу Карла Маркса на Хайгетском кладбище. Потерпев поражение на съезде, меньшевики всячески старались сорвать его решения, дезорганизовать работу партии. Им удалось взять в свои руки Центральный Орган партии - газету "Искра", Центральный Комитет, издательское дело, транспортные связи, партийные финансы. Они пытались распространить свое оппортунистическое влияние на местные партийные организации, в своем большинстве поддерживавшие В.И.Ленина, большевиков. Перед большевиками со всей остротой встала задача разоблачить действия меньшевиков, враждебные партии.

Страницы: 1 2

Приказ о переходе в Кронштадт и приготовления к нему
В ночь на 26 августа бои не прекращались. Город был охвачен пожарами, стелился густой дым. Была слышна пулеметная стрельба: фашисты были уже на окраинах. Рано утром 26 августа был получен приказ Ставки: эвакуировать Главную базу флота, войска доставить в Ленинград для усиления его обороны. Все, что нельзя вывезти, было приказано уничто ...

Век XIX
Приемником Екатерины II стал ее сын Павел I, не оказавший заметного влияния на развитие абсолютизма. За четыре года своего правления он проявил себя как самодержавный властитель, но не правомерно считать его исключительно реакционером и антинациональным деспотом. Он был образован, знал иностранные языки, очень негативно относился к проя ...

Католические школы
Католические кафедральные или соборные школы начали появляться с 14 в. Это общеобразовательный тип школ (средние по уровню образования). Кроме клириков в них готовили учителей для школ, а также тех, кто в дальнейшем собирался работать в государственных и общественных организациях. Одна из первых в ВКЛ – Виленская кафедральная католичес ...