Водоснабжение

Несмотря на то что климат в этих местах не очень засушлив, Стамбул во все времена испытывал трудности с пресной водой. Между тем окружающая местность не лишена водных источников: возле земляных валов в Еникапы в Мраморное море впадает ручей Байрампаша; с другой стороны в бухту Золотой Рог впадает ручей Касимпаша. На севере города находятся два больших озера, Бюйук Чекмедже и Кючук Чекмедже («Большое зеркало» и «Малое зеркало»), а в Белградском лесу немало естественных источников воды. Со времен Византии проблема обеспечения города пресной водой решалась путем сооружения обширных цистерн. Османы же, кроме того что пользовались колодцами, стали возводить фонтаны.

Различают три вида османских фонтанов:

себиль: монументальные фонтаны, обязанные своим появлением султанам, важным дворцовым сановникам или правительству и часто представляющие собой сооружения значительных размеров. Наиболее впечатляют построенные в стиле барокко, вычурные фонтаны Ахмеда III возле храма Святой Софии (1729) и вУскюдаре (1729) и фонтан Махмуда I в Тоахане (1732). Они обычно расположены возле больших мечетей, медресе, мавзолеев (тюрбе) или в часто посещаемых кварталах: за «египетским рынком» (Мыср чаршиси), на Диван йолу.

чешмег. городской квартальный фонтан, часто встречается на перекрестках улиц, на площадях, вдоль стен и вблизи мечетей. Благодаря им жители ближайших кварталов пользуются водой.

• шадирвап'. большие фонтаны для омовений, круглой формы, с многочисленными кранами, они расположены во дворах всех мечетей.

В каждом квартале есть свои колодцы и фонтаны. Во времена Мурада IV (1623—1640) в Стамбуле насчитывалось более десяти тысяч источников воды, и еще в начале XVIII в. их количество, судя по всему, продолжало расти. В каждом квартале к тому же есть своя баня (хамам).

Обустройство всех этих колодцев, фонтанов и бань зависит от сети акведуков (су иолу) и канализационных труб (из свинца или обожженной глины), по которым вода поступает из запруд и резервуаров, находящихся в пригородах, в особенности в Белградском лесу. В XVI в. Сулейман Великолепный повелел привести в порядок акведук, называемый «Юстинианским» и разрушенный в 1563 г.; выполняя его распоряжение, архитектор Синан соорудил великолепный акведук, известный под названием Маглова кемери, «акведук Маглова» (265 м. в длину и 35 м. в высоту, состоящий из двух этажей и четырех аркад).

В частных домах питьевая вода хранится в бадьях из обожженной глины (тепеке), которые накрываются муслиновой тканью и деревянными крышками. Торговцы водой (сакка), ездят по городу на повозках, запряженных парой лошадей; у продавцов помельче — по одному животному, лошадь или осел, которые навьючены сосудами и бурдюками. Еще ниже уровнем — пешие разносчики с медными сосудами на спине.

В турецких домах санитарных узлов, как таковых, не было, поэтому регулярно осуществляется поход в баню (хамам).

Парадоксально, но в городе нет канализационной системы, которая была бы способна отводить потоки дождевые воды. Поэтому любой ливень мог иметь непредсказуемые последствия.

Складывается впечатление, что в Стамбуле проблем с водой, даже в засушливые периоды, не возникало, значит, водопровод был хорошо функционировавшей системой.

Просвещённый абсолютизм
Новые для России веяния принесла политика императрицы Екатерины II, которая осуществляла государственные преобразования под лозунгом «просвещённого абсолютизма». В торжественном манифесте от 6 июля 1762 г. объявлялось: «Самовластие, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, к ...

История лагеря
Лагерь был открыт в начале 1938 на базе 26-го посёлка трудопоселений как исправительно-трудовой лагерь «Р-17». Начиная с 10 января 1938 г. в лагерь начали приходить этапы. В течение полугода отделение переполнилось и руководство Карлага вынуждено было вначале временно распределять очередные этапы осужденных ЧСИР по другим лаготделениям, ...

Тип социальных отношений, сложившийся в Древней Руси
Социальные отношения, сложившиеся в Древней Руси можно охарактеризовать как раннефеодальные, потому что в Киевской Руси сложилась структура управления во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии . Так, бояре - высший слой общества являлись вассалами князя и были обяза ...