Византия
Страница 2

Хозяйственная жизнь ремесленников регулировалась и контролировалась государством. Оно устанавливало цены, регламентировало объем производства, специальные государственные чиновники следили за качеством выпускаемой продукции.

Кроме ремесленников-профессионалов некоторыми ремеслами, такими, как ткачество, кожевенным и гончарным делом, занимались и крестьяне.

Крестьяне составляли большинство населения империи. В V - IX вв. это были преимущественно свободные люди. С VIII в. их положение определялось "Землевладельческим законом", сборником законодательных постановлений.

Свободные землевладельцы были объединены в соседские общины, земли в общине находились в частном владении общинников. Однако права крестьян на свою землю не были полными. Так, свои участки они могли только сдавать в аренду или обменивать, но не продавать, поскольку над ними в качестве верховного собственника земли стала крестьянская община.

Крестьяне несли различные государственные повинности. В обязанности одних сел входили поставки к императорскому дворцу продовольствия, другие должны были заготавливать лес и уголь. Все крестьяне платили судебную пошлину.

Постепенно внутри общины формируется слой зажиточных крестьян. Им удавалось расширять свои владения за счет земель бедняков. Безземельные бедняки все чаще используются в богатых семьях в качестве домашних слуг и пастухов. Их положение было очень близко к положению рабов.

Ухудшение положения крестьян привело к многочисленным народным волнениям, наиболее массовым из которых было движение в Малой Азии в 932 г., во главе которого стал воин Василий Медная Рука (он потерял руку и ему изготовили медный протез). Войскам императора Романа Лакапина удалось разгромить восставших, и Василий Медная Рука был сожжен на одной из площадей столицы.

Таким образом, государство, раздавая земли феодалам, содействовало росту могущества землевладельческой знати. Земельные магнаты, получив экономическую самостоятельность, стали стремиться к самостоятельности политической. В X - XI вв. императоры Македонской династии, правящей в Византии с 867 по 1056 гг., Роман Лакапин и Василий II (976 - 1025) приняли ряд законов, направленных на ограничение власти крупных феодалов. Однако большого успеха эти законы не имели.

Для Византии периода раннего Средневековья было характерно сохранение централизованной системы государственного управления. Особенность административно-территориального устройства империи заключалась в том, что страна была поделена на военные округа - фемы. Во главе фемы стоял стратиг - командующий фемным войском. Стратиг соединял в своих руках военную и высшую гражданскую власть.

Фемный строй способствовал укреплению армии и флота империи и в целом повышал обороноспособность страны. Фемное войско состояло в основном из воинов-стратиотов - бывших свободных крестьян, которые получили от государства дополнительные земельные участки и должны были за это нести военную службу.

В начале VIII в., когда в связи с тяжелым внешнеполитическим положением империи, перед правительством в очередной раз остро встала задача увеличить число воинов, взоры его обратились к огромным земельным владениям церквей и монастырей.

Борьбы за землю нашла свое отражение в так называемом иконоборческом движении, длившемся на протяжении VIII - IX вв. Начало его относится к 726 г., когда император Лев III издал эдикт, запретивший почитание икон. Иконоборчество императора было направлено на реформу христианства, отчасти вызванную тяжелыми поражениями, которые терпела Византия в борьбе с "неверными", арабскими завоевателями. Император видел причины поражения в том, что крестьяне, почитая святые иконы, отвратились от запрета Моисеева поклоняться рукотворным образам. Партию иконоборцев, возглавляемую самими императорами, составили представители военно-служилой знати, воины-стратиоты, значительную часть крестьянского и ремесленного населения страны.

Их противники составили партию иконопочитателей. В основном это было монашество и высшее духовенство страны, поддержанное частью простого народа в основном в европейских областях империи.

Страницы: 1 2 3

Архитектура и изобразительное искусство
На Украине широкий размах приобрело строительство оборонных сооружений – замков, крепостей, валов вокруг городов и сел для защиты от нападений турецких войск и крымско-татарских орд. Местные феодалы использовали свои замки для личной безопасности и для того, чтобы держать в повиновении крестьян-крепостных. Украинские мастера строили пре ...

Елецкое купечество.
Елец – купеческий город. Кто же, они, елецкие купцы? С точки зрения исследования это очень интересный материал, который вызывает неподдельный интерес, как части истории нашего древнего города, тем более что этой странице, до недавнего времени, не было уделено должного внимания. Наша цель проследить и проанализировать историю елецкого ...

Анализ и характеристика научной статьи А.И.Маркевича "Краткий исторический очерк возникновения Таврического университета"
Арсений Иванович Маркевич заботился о культурном поднятии Таврической губернии. Это проявилось в его стремлении образовать в городе Симферополе высшее учебное заведение. В революционные смутные годы его идеи стали реальностью. В 1918 г. был основан Таврический университет - филиал Киевского университета Св. Владимира.[4] Как сообщает А ...