Братские школы
Школы этого типа стали возникать с конца 16 – первой половине 17 в. Они становятся с этого времени наиболее распространенным типом учебных заведений Беларуси. Они выступают против усиления влияния католицизма, которому противопоставляли традиции народной культуры в форме православия.
Первая Виленская братская школа возникает в 1584 г. В ней впервые начали использоваться печатные учебники. Существовали братские школы также в Бресте, Могилеве, Минске и др. городах. Управлялись братские школы статутом братства (“чин”) и статутом школы. Наиболее известным являлся Львовский статут, который являлся образцом для всех братских школ Украины и Беларуси. Все остальные либо были похожи на него, либо совпадали. Дисциплина в школах была достаточно строгой, пропуск занятий в течении 2 дней без причины приводил к исключению из школы.
Распорядок дня: Приходили к 9 часам. Молитва. Ответ урока. Объяснение нового материала. Выполнение заданий. Проверка один одного под присмотром педагога. Молитва. Дома рассказ родителям выученного урока. В субботу повторение пройденного за неделю.
Учителями братских школ были Лаврентий и Стефан Зизаний, М. Смотрицкий, Леонтий Карпович, Иосиф Бобрикович, они выполняли обязанности ректоров.
В большинстве братских школ давалось среднее образование. Основное внимание уделялось изучению языков – 5 языков (белорусский, церковнославянский (славянский), греч., лат., польский)
- 7 свободным искусствам
- Библии
- церковному пению
Из языков, которые преподавались в братских школах особое внимание уделялось церковнославянскому (по иному его еще называют славянскому) языку. На него были переведены почти все учебники, на нем преподавали. Но в то же время этот язык не вытеснил белорусский (“русский”).Постепенно он становится отдельным предметом в братских школах. А начиная со Скорины появляется ряд книг, изданных по-белорусски:
- Библия, Скорины, 1517 г.
- Перасопніцкае Евангелле, архімандрыта Грыгорыя, 1556 г.
- Учыцельнае Евангелле, 1616 г.
- во всех братских школах преподавалась музыка.
- история и география как отдельные предметы не преподавались, а ученики получали по ним только отдельные сведения, которые черпались из летописных источников, текстов Священного Писания, житий святых …
- переход в братских школах на классно-урочную систему занятий
- на базе братских школ стало распространяться книгопечатание на белорусском языке
- деятельность братских школ содействовала развитию языка, музыки, драматургии, поэзии.
Введение опричнины, её
сущность
Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов стали встречать их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя. Проблемы централизации и укрепления власти, борьбы с оппозицией требовали от царя решения об установлении в стране диктатуры и сокрушения оппозиции с помощью террора и насилия.
Между тем позиция д ...
Религия
Составной частью государственного устройства является идеология. У древних народов идеология воплощалась в религии, вере. «К моменту языческой реформы 980 года четкой системы богов у восточных славян, вероятно, еще не было».[6] В сохранившихся древних памятниках во времена, предшествовавшие христианизации, можно выделить несколько религ ...
"Повесть временных лет" об образовании государства Киевская Русь.
На территории Восточной Европы более двух веков существовало сильное государство Киевская Русь. Начальный период образования государства нашел отражение только в летописях. Они писались, переписывались и дописывались в разное время, так что некоторые сюжеты истории выглядят как легенды.
Согласно «Повести временных лет» (начало XII век ...