Братские школы
Школы этого типа стали возникать с конца 16 – первой половине 17 в. Они становятся с этого времени наиболее распространенным типом учебных заведений Беларуси. Они выступают против усиления влияния католицизма, которому противопоставляли традиции народной культуры в форме православия.
Первая Виленская братская школа возникает в 1584 г. В ней впервые начали использоваться печатные учебники. Существовали братские школы также в Бресте, Могилеве, Минске и др. городах. Управлялись братские школы статутом братства (“чин”) и статутом школы. Наиболее известным являлся Львовский статут, который являлся образцом для всех братских школ Украины и Беларуси. Все остальные либо были похожи на него, либо совпадали. Дисциплина в школах была достаточно строгой, пропуск занятий в течении 2 дней без причины приводил к исключению из школы.
Распорядок дня: Приходили к 9 часам. Молитва. Ответ урока. Объяснение нового материала. Выполнение заданий. Проверка один одного под присмотром педагога. Молитва. Дома рассказ родителям выученного урока. В субботу повторение пройденного за неделю.
Учителями братских школ были Лаврентий и Стефан Зизаний, М. Смотрицкий, Леонтий Карпович, Иосиф Бобрикович, они выполняли обязанности ректоров.
В большинстве братских школ давалось среднее образование. Основное внимание уделялось изучению языков – 5 языков (белорусский, церковнославянский (славянский), греч., лат., польский)
- 7 свободным искусствам
- Библии
- церковному пению
Из языков, которые преподавались в братских школах особое внимание уделялось церковнославянскому (по иному его еще называют славянскому) языку. На него были переведены почти все учебники, на нем преподавали. Но в то же время этот язык не вытеснил белорусский (“русский”).Постепенно он становится отдельным предметом в братских школах. А начиная со Скорины появляется ряд книг, изданных по-белорусски:
- Библия, Скорины, 1517 г.
- Перасопніцкае Евангелле, архімандрыта Грыгорыя, 1556 г.
- Учыцельнае Евангелле, 1616 г.
- во всех братских школах преподавалась музыка.
- история и география как отдельные предметы не преподавались, а ученики получали по ним только отдельные сведения, которые черпались из летописных источников, текстов Священного Писания, житий святых …
- переход в братских школах на классно-урочную систему занятий
- на базе братских школ стало распространяться книгопечатание на белорусском языке
- деятельность братских школ содействовала развитию языка, музыки, драматургии, поэзии.
Советское государство в первой половине 20-х годов XX в.. Внутреннее положение
РСФСР в 1920-1921 гг.
В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.
Экономический и социальный кризис конца 1920 — начала 1921 г.
Политика «военного коммунизма» привела экон ...
Кто такие индейцы?
Казалось бы, что ответ на этот вопрос может дать любой школьник. Индейцы – это коренные поселенцы Северной и Южной Америк, получившие такое обобщенное название благодаря Христофору Колумбу, который по ошибке свернул не туда на своем морском пути и вместо Индии попал в Америку.
Однако все не так просто. Колумб был далеко не первым инозе ...
Гражданская война (1918 - 1920)
В результате I Мировой войны экономика страны пришла в упадок. В стране голод, в 1916 г. разразился сырьевой и топливный кризис. Вследствие громадных потерь - демографические последствия. Все слои населения желали политических изменений, особенно к началу 1917 г. - резко обострился соц.-экон. и политический кризис в связи с поражениями ...

