Братские школы

Школы этого типа стали возникать с конца 16 – первой половине 17 в. Они становятся с этого времени наиболее распространенным типом учебных заведений Беларуси. Они выступают против усиления влияния католицизма, которому противопоставляли традиции народной культуры в форме православия.

Первая Виленская братская школа возникает в 1584 г. В ней впервые начали использоваться печатные учебники. Существовали братские школы также в Бресте, Могилеве, Минске и др. городах. Управлялись братские школы статутом братства (“чин”) и статутом школы. Наиболее известным являлся Львовский статут, который являлся образцом для всех братских школ Украины и Беларуси. Все остальные либо были похожи на него, либо совпадали. Дисциплина в школах была достаточно строгой, пропуск занятий в течении 2 дней без причины приводил к исключению из школы.

Распорядок дня: Приходили к 9 часам. Молитва. Ответ урока. Объяснение нового материала. Выполнение заданий. Проверка один одного под присмотром педагога. Молитва. Дома рассказ родителям выученного урока. В субботу повторение пройденного за неделю.

Учителями братских школ были Лаврентий и Стефан Зизаний, М. Смотрицкий, Леонтий Карпович, Иосиф Бобрикович, они выполняли обязанности ректоров.

В большинстве братских школ давалось среднее образование. Основное внимание уделялось изучению языков – 5 языков (белорусский, церковнославянский (славянский), греч., лат., польский)

- 7 свободным искусствам

- Библии

- церковному пению

Из языков, которые преподавались в братских школах особое внимание уделялось церковнославянскому (по иному его еще называют славянскому) языку. На него были переведены почти все учебники, на нем преподавали. Но в то же время этот язык не вытеснил белорусский (“русский”).Постепенно он становится отдельным предметом в братских школах. А начиная со Скорины появляется ряд книг, изданных по-белорусски:

- Библия, Скорины, 1517 г.

- Перасопніцкае Евангелле, архімандрыта Грыгорыя, 1556 г.

- Учыцельнае Евангелле, 1616 г.

- во всех братских школах преподавалась музыка.

- история и география как отдельные предметы не преподавались, а ученики получали по ним только отдельные сведения, которые черпались из летописных источников, текстов Священного Писания, житий святых …

- переход в братских школах на классно-урочную систему занятий

- на базе братских школ стало распространяться книгопечатание на белорусском языке

- деятельность братских школ содействовала развитию языка, музыки, драматургии, поэзии.

Реформы в социальной сфере.
В социальной сфере боярство стало наследным, то есть появились родовые титулы, наследуемые всеми потомками некогда занимавшего высокий государственный пост предка, и они освобождались от налогов. Торжественной клятвой в митрополии бояре заявили, что освобождают всех крепостных. Освобождение крепостных было самым значительным из всех ре ...

Реформа системы образования
Реформа системы образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, они стали меньше зависеть от министерства народного просве ...

Восточные славяне
История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общност ...