Братские школы

Школы этого типа стали возникать с конца 16 – первой половине 17 в. Они становятся с этого времени наиболее распространенным типом учебных заведений Беларуси. Они выступают против усиления влияния католицизма, которому противопоставляли традиции народной культуры в форме православия.

Первая Виленская братская школа возникает в 1584 г. В ней впервые начали использоваться печатные учебники. Существовали братские школы также в Бресте, Могилеве, Минске и др. городах. Управлялись братские школы статутом братства (“чин”) и статутом школы. Наиболее известным являлся Львовский статут, который являлся образцом для всех братских школ Украины и Беларуси. Все остальные либо были похожи на него, либо совпадали. Дисциплина в школах была достаточно строгой, пропуск занятий в течении 2 дней без причины приводил к исключению из школы.

Распорядок дня: Приходили к 9 часам. Молитва. Ответ урока. Объяснение нового материала. Выполнение заданий. Проверка один одного под присмотром педагога. Молитва. Дома рассказ родителям выученного урока. В субботу повторение пройденного за неделю.

Учителями братских школ были Лаврентий и Стефан Зизаний, М. Смотрицкий, Леонтий Карпович, Иосиф Бобрикович, они выполняли обязанности ректоров.

В большинстве братских школ давалось среднее образование. Основное внимание уделялось изучению языков – 5 языков (белорусский, церковнославянский (славянский), греч., лат., польский)

- 7 свободным искусствам

- Библии

- церковному пению

Из языков, которые преподавались в братских школах особое внимание уделялось церковнославянскому (по иному его еще называют славянскому) языку. На него были переведены почти все учебники, на нем преподавали. Но в то же время этот язык не вытеснил белорусский (“русский”).Постепенно он становится отдельным предметом в братских школах. А начиная со Скорины появляется ряд книг, изданных по-белорусски:

- Библия, Скорины, 1517 г.

- Перасопніцкае Евангелле, архімандрыта Грыгорыя, 1556 г.

- Учыцельнае Евангелле, 1616 г.

- во всех братских школах преподавалась музыка.

- история и география как отдельные предметы не преподавались, а ученики получали по ним только отдельные сведения, которые черпались из летописных источников, текстов Священного Писания, житий святых …

- переход в братских школах на классно-урочную систему занятий

- на базе братских школ стало распространяться книгопечатание на белорусском языке

- деятельность братских школ содействовала развитию языка, музыки, драматургии, поэзии.

Религия этрусков
О характере этрусской религии мы можем судить отчасти по некоторым римским обрядам, заимствованным у этрусков, а главным образом по тем же памятникам изобразительного искусства. Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с мифологиями други ...

Отношение современной церкви к детям, рожденным в гражданском браке
Вопрос: Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Ответ: Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей ...

Немецкий тяжёлый танк Т-6Н «Тигр»
12 января 1942 года войска Ленинградского фронта, проводя операцию «Искра», отбросили немцев в районе Рабочих посёлков. Отступая, немцы бросили подбитый русскими артиллеристами танк, который резко отличался по внешнему виду от известных ранее вражеских машин. Отбуксировать танк было не просто, ведь бронированное «чудовище» весило 55 т. ...