Вице-губернатор губернское правлениеСтраница 2
Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий — цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый — именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой — посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления — Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган шестигласную думу, в состав который входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т.п. только с ведома городничего, назначенного правительством.
Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.
Реформа образования. Екатерина II придавала огромное значение образование в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. Считая, что «корень всему злу и добру — воспитание», Екатерина П и И.И. Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану И.И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома. Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.
Взгляды И.И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки И.И Бецкого сформировать «нового человека» утопическими.
Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И.И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782—1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских — четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.
Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназией при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.
АЛ. Радищев. Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей. Великая Французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775—1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н.И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде 185 «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» А.Н. Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А.Н.
Украинское казачество. Запорожская Сечь. Возникновение
казачества, его занятия и военное искусство
Усиление феодального гнета на Киевщине, Черниговщине, Волыни, Подолии, Переяславщине, в Галичине вынуждало крестьян и мещан убегать из барских имений в степи южной Украины. Беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Первые упоминания о казаках содержат письменные источники конца XV—начала XVI в.
Обживая земли на Нижнем ...
Отказ от революции
Отказаться от политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решился только в конце 1926 года, когда очевидным стал ее авантюристский характер. Г. Е. Зиновьев ушел в отставку. На его место был назначен Н. И. Бухарин. Во всех европейских странах Коминтерн стал создавать коммунистические партии и прокоммунистические организации ...
Россия и европейская международная политика после Ништадтского мира
1721-1725 гг.
После Ништадтского мира экономические и военно-политические интересы России на Балтике, Каспийском, Черном морях и восточноевропейском регионе определили основные линии внешнеполитического курса русского правительства. При всем их разнообразии и пространственной изолированности эти проблемы были взаимосвязаны, ибо разрешались они в рамк ...