Реформа органов власти и управления

История » Реформы Петра I и их значение » Реформа органов власти и управления

В первой четверти XVIII в., был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр 1 начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискретен. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления, имела четко выраженный дворянский характер, и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Просвещение и научные знания
Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накоп ...

Характеристика основных источников по истории Древней Руси X-начала XII в.в.
Все наши знания о древнерусской истории построены на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло ...

Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций
1. Линеарная концепция. Основывается на представлении, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Этой концепции не знали ни античность, ни средние века, появилась она в XVI - XVIII в. в. в период борьбы за духовную эмансипацию человека. Прогресс человечества виделся как прогресс чел ...