Реформа органов власти и управления
В первой четверти XVIII в., был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
С 1708 года Петр 1 начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискретен. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления, имела четко выраженный дворянский характер, и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
Внутренняя торговля.Внутренний
рынок
Процесс производства и углубление общественного разделения труда привели на рубеже 15-16 веков к усилению развития товарно-денежных отношений. Увеличение товарности сельского хозяйства в известной мере стимулировалось и ростом денежных налогов, ради уплаты которых крестьянам приходилось продавать не только излишки, но и часть необходимо ...
Россия в системе международных отношений XIX- начXXв.
Важнейшие задачи внешней политики России в этот период были связаны с защитой границ и укреплением позиций в Европе, а также в Закавказье, на Черном море, на Балканах.
Европейское направление российской внешней политики определялось сложной ситуацией, сложившейся в регионе в начале XIX в. Наполеоновская Франция стремилась к усилению св ...
Польская политическая ссылка в XIX веке
Одним из видов наказаний, которым подвергались поляки в Российской империи в 1860-х гг., было заключение в арестантские роты гражданского ведомства.
Первые арестантские роты были созданы в 1823 г. В 1864-1868 гг. многие арестантские роты использовались для изоляции политических врагов режима.
М.Н. Гернет[5] подчеркивал, что в 1864 г. ...

