Архитектура и изобразительное искусство

На Украине широкий размах приобрело строительство оборонных сооружений – замков, крепостей, валов вокруг городов и сел для защиты от нападений турецких войск и крымско-татарских орд. Местные феодалы использовали свои замки для личной безопасности и для того, чтобы держать в повиновении крестьян-крепостных. Украинские мастера строили преимущественно деревянные и земляные крепости вокруг Киева, Черкасс, Канева, Чернигова, Житомира, Переяслава, Белой Церкви. Могучие каменные крепости возводились в Луцке, Каменец-Подольском, Остроге, Бучаче, Мукачеве, Меджибоже, Львове. И до нашего времени они поражают своим могуществом и совершенством как архитектурные сооружения. На настоящие военные крепости были похожи Печерский (Киев), Мгарский (Лубенщина), Густинский (Черниговщина) и другие монастыри.

Много изобретательности проявляли казаки при сооружении укреплений Запорожской Сечи, которая оставалась несколько веков военным форпостом на юге и часто принимала удары татарских орд из Крымского ханства, с которым граничили запорожские земли. Запорожцы использовали местность для сооружения укреплений (реки и болота), копали рвы, насыпали валы, над которыми возвышались деревянные башни с пушками. Неприступной для врагов была Запорожская Сечь на острове Чертомлык или Базавлук на Днепре (близ современного города Никополя на Днепропетровщине).

По проекту французского инженера Гийома Биплана над Днепром была сооружена уже упоминаемая крепость Кодак (1635) на правом высоком берегу реки. С суходола крепость была обнесена каменной стеной, вдоль которой выкопан глубокий ров. Лишь в 1639 г. правительство Польши смогло отстроить Кодак после его разрушения казаками.

Украинские зодчие сооружали из камня церкви, монастырские постройки, дома богатых феодалов, городской верхушки, старшин. Они объединяли самобытный стиль с лучшими приобретениями эпохи Возрождения. Во Львове на самобытной национальной основе и с учетом стиля Возрождения построен дом известного деятеля братства Константина Корнякта (1580) и Успенская церковь (1598—1630). В Киеве — дом Артемихи на Подоле (начало XVII в.). Названные строения украсили площадь Рынок во Львове и центр Подола в Киеве. Ряд архитектурных ансамблей были отстроены в Киеве после монголо-татарского погрома (Печерская лавра, Софийский собор, Кирилловский монастырь и др.). Польские и украинские магнаты строили себе каменные дворцы. Церкви и дворцы украшали резьбой по дереву, настенной живописью, каменными и деревянными скульптурами. Иконостасы многих церквей, изготовленные народными умельцами, были настоящими шедеврами искусства.

В украинской живописи заметное место занимала книжная графика — украшение рукописных и печатных книг. Так, в Киевском «Псалтыре» (1397) помещалось свыше 200 миниатюр, исполненных художником Спиридоном. Значительный вклад в книжную графику сделал первопечатник Иван Федоров. Центрами графики были Львов, Киев, Острог, Ужгород. Начало книжной печатной графике положил Иван Федоров в «Апостоле» и «Букваре».

Украинские мастера достигли высоких успехов в литье из меди и олова, художественной обработке металлов. Декоративно оформлялись колокола, пушки, ружья, сабли, фонари, чаши, подсвечники и т. п. Широко употреблялась инкрустация (украшение) изделий золотом, серебром, драгоценными камнями. Умельцы проявляли большое мастерство в художественном оформлении вещей ежедневного обихода: посуды, одежды, седел, сбруи для лошадей, возов, саней, лодок.

Архитектура и изобразительное искусство на Украине приобретали национальные черты и были неотъемлемым достижением общественного быта. В них религиозные сюжеты все более заменялись образами, взятыми из жизни, проявлялись черты гуманизма.

Славяне: теории про­ис­хождения и расселения
История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. «Сия земля по известию Геродота была необозримою равниною, гладкой и безлесной, только между Тавридою и днепровским устьем находились леса».[1]Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I ...

Батый
Отойдем в начало татарского завоевания Руси. Отметим, что русские летописцы до 1223 года (Битва на Калке) не знали Татар: в Ипатьевской летописи за 6732 год от сотворения мира (1224 с возможной поправкой в 1 год см. [1]) написано: «Пришла неслыханная рать: безбожные Моавитяне, называемые Татарове, пришли на землю Половецькую.» Для дал ...

Государство под руководством Пин-вана.
Принципиально новый этап в истории чжоуского Китая на­чался с гибели Ю-вана и переноса его сыном Пин-ваном своей столицы на восток, в Лои (771—770 гг. до н.э.). Хотя считается, что этот шаг был сделан, как о том сказано у Сыма Цяня, самим ваном «с целью укрыться от нападений жунов», т.е. тех самых племен, которые, действительно, положи ...