Устное народное творчество. Язык. Литература
Страница 1

История » Украинское казачество. Становление культуры украинского народа » Устное народное творчество. Язык. Литература

Народная культура нашла свое яркое отображение в песнях, думах, сказках, легендах, поверьях, пословицах, поговорках. Исторические песни и думы славили героическую борьбу украинского народа против феодалов и иноземных захватчиков.

О нападениях орд турецких и татарских феодалов рассказывают грустные песни «Волыночка», «Дунай, Дунаю, чему смутен, течешь», «Байда», а также думы «Побег трех братьев из Азова», «Маруся Богуславка», «Самийло Кишка», «Казак Голота» и др. Песни и думы исполняли талантливые певцы-лирники и кобзари, странствовавшие по Украине.

Ой, од Вісли до Києва

Пробитії шляхи.

Завладіли та несправедливо

Нашим краєм ляхи

поется в одной из песен о захвате Украины польской шляхтой.

Песни и думы активизировали освободительное движение, антифеодальную борьбу народных масс. Много песен и дум посвящалось народным героям — Наливайку, Сулиме, Павлюку, Острянину.

Устное народное творчество оказало благотворное влияние на формирование украинского литературного языка. Старый «русский язык», который базировался на древнерусской основе, составлялся из украинской и белорусской разновидностей, служил официальным языком Великого княжества Литовского несколько столетий. Это было записано даже в Литовском статуте 1566 г. На этом языке печатались книги и писались научные трактаты, документы, произведения древней литературы. Он постоянно обогащался словами украинского и белорусского народных языков, а со временем послужил основой для их собственного развития. О значении «русского языка» польский поэт начала XVII в. Ян Пашкевич писал: «Польша цветет латиной, Литва цветет русиной».

Заметным явлением в развитии литературы на Украине стало летописание, которое продолжило древнерусские летописные традиции. Создавались хроники и рассказы об исторических событиях. Среди них первостепенное значение приобрела «Краткая Киевская летопись» (XV — XVI вв.). При монастырях возникли Густинская, Острожская, Львовская, Хмельницкая, Межигорская летописи. В этих сочинениях проводилась патриотическая идея единства украинских земель, осуждался захват их иноземными державами, поддерживалось стремление народных масс к воссоединению Украины с Россией.

Рядом с церковно-литературными произведениями, такими, например, как «Киево-Печерский патерик» XV в., на Украине распространялась переводная литература. Переводились книги, поступавшие из Греции, Сербии, Италии, Ирландии, Индии и других стран («Александрия», «Троянская история», «Сказание об индийском царстве»).

С борьбой против наступления католицизма и униатства связано развитие полемической литературы (полемика — дискуссия, спор). Известно около 60 полемических произведений. Толчком для их создания стала книга польского публициста-иезуита Петра Скарги «О единстве церкви божьей» (1577), где выдвигалась идея поглощения православной церкви католической под видом унии. Против выступил ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий в книгах «Ключ царства небесного» и «Календарь римский новый» (1587). Эти произведения положили начало столетней полемике церковных деятелей Речи Посполитой и Украины.

Выдающимся украинским полемистом был писатель Иван Вышенский, живший во второй половине XVI — первой четверти XVII вв. Он жил 40 лет в Афонском монастыре (Греция), посещал Унивский и Манявский монастыри на Украине, много странствовал и глубоко знал жизнь украинского народа. К нашему времени дошло 17 сочинений этого просветителя, демократа и гуманиста, патриота Украины, борца за социальное равенство. В своих произведениях-посланиях Вышенский изобличал паразитическую жизнь феодалов и высшего духовенства, социальное и национальное угнетения, униатство («Обличение дьявола-миродержца», «Послание беглым от православной веры епископам», «Краткословный ответ Петру Скарге» и др.). Он прямо выступал не только против религиозных притеснений, но и против феодального и национального угнетения простого народа.

Страницы: 1 2

Второй основной этап войны.
12 декабря 1916 Центральные державы обратились к США с просьбой передать союзникам ноту с предложением о начале мирных переговоров. Антанта отвергла это предложение, подозревая, что оно было сделано с целью, развалить коалицию. Кроме того, она не желала говорить о мире, который не предусматривал бы уплату репараций и признание права нац ...

Идеологическая основа репрессий.
Идеологическая база сталинских репрессий (уничтожение «классовых врагов», борьба с национализмом и «великодержавным шовинизмом» и т. д.) сформировалась ещё в годы гражданской войны. Самим Сталиным новый подход (концепция «усиления классовой борьбы по мере завершения строительства социализма») был сформулирован на пленуме ЦК ВКП(б) в июл ...

Политический упадок.
Господари вообще менялись каждые три года, и если они оставлялись на второй срок, то должны были внести большую сумму денег для возобновления княжения, именуемую мукарер. Смена господарей происходила настолько часто, что некоторые из них успевали вступать на престол по четыре - пять раз в каждом княжестве. Константин Маврокордат, напри ...