Устное народное творчество. Язык. Литература
Страница 2

История » Украинское казачество. Становление культуры украинского народа » Устное народное творчество. Язык. Литература

Важным полемическим произведением была «Протестация» (1621) Иова Борецкого. Ее автор решительно осуждал католическо-униатское наступление, притеснение православной церкви, призывал крестьян, мещан и казаков к борьбе против иноземного господства на Украине, за воссоединение с Россией.

Полемическая литература идейно обосновывала освободительное движение на Украине. Известными поэтами того времени были уже упоминаемые Герасим Смотрицкий, Андрей Римша, Памво Беринда, Касиян Сакович. Они посвящали свои произведения выдающимся событиям и деятелям. В частности, Касьян Сакович создал «Стихи на жалостное погребение рыцаря Петра Конашевича - Сагайдачного» (1622).

Театр и музыка. Основой украинского театра стали народные игры и обряды, в которых драматическое действие объединялось с диалогами, пением, танцами, переодеванием. Театрализованные представления («Маяк», «Коза», «Поп и смерть») устраивались на площадях и ярмарках, собирали много зрителей среди крестьян, мещан, казаков, шляхты.

В Острожской школе, Киевском коллегиуме, братских школах возникли так называемые школьные драмы. Ставились драматические произведения на религиозные или мифологические темы. Актерами выступали в большинстве учащиеся и студенты. Среди постановок известные в то время «Слово о возмущении ада», «Трагедия русская» и др. В антрактах драм ставились комедийные интермедии (пьесы-вставки) на бытовые темы.

В то же время возник и вертеп — кукольный театр. Вертепы происходили в специально сделанном двухъярусном ящике: спектакли на верхнем этаже на религиозные сюжеты, а на нижнем— из народной жизни, Вертеп пользовался большой популярностью, особенно у детей.

Украинская музыка развивалась на народной песенной основе — песнях и думах, которые сопровождали труд и досуг, а исполнялись на разнообразных инструментах: цимбалах, свирелях, скрипках, бубнах, бандурах, балалайках, лирах. Скрипачи, лирники, бандуристы, кобзари были очень уважаемы народом. В музыке открывалась душа украинского народа. Трудовой народ создал вокальное и хоровое пение, которое бытовало в церквях во время праздников и обрядов. Профессиональная музыка оставалась церковной.

В братских школах изучалась теория музыки и пения по рукописным нотным сборникам. Создавались также и хоровые капеллы. Такие же капеллы были и в имениях феодалов для их развлечений: песни исполняли талантливые крестьянские певцы. Среди народных масс популярными были танцы: казачок, гопак, метелица, веснянка и др. Песнями и музыкой сопровождалась нелегкая жизнь и походы казаков Запорожской Сечи. Их верными друзьями были трубы, котлы, тарбаны, кобзы, а среди казаков находились талантливые исполнители песен. Очень популярной среди простых людей была песня «Ой, на горе да жнецы жнут» о народном герое Петре Сагайдачном:

Ой, на горі та женці жнуть, Попід зеленою

А попід горою Козаки йдуть

В Киеве, Львове, Каменце-Подольском и других городах появлялись музыкальные цехи, обслуживавшие население на свадьбах, праздниках, при встречах гостей в городах и селах, других торжествах.

Песня и музыка давали воодушевление народу в его жизни и труде, а также в антифеодальной и освободительной борьбе.

Страницы: 1 2 

Борьба украинских казаков против агрессии Крымского ханства и султанской Турции
Вследствие распада Золотой Орды в Крыму возникло татарское военно-феодальное государство — Крымское ханство (1449—1783), которому подчинялись кочевые орды Северного Причерноморья, Приазовья и Кубани. Вся полнота власти принадлежала хану и беям (зажиточным приближенным хана), а также мусульманскому духовенству во главе с муфтием. Захвати ...

«Новая историческая наука» (социальная история, антропологически ориентированная история).
Экономически детерминированная история долгие десятилетия безусловно преобладала в отечественной историографии. Она победила в 20-30-е гг, XX в., и ее торжество было неоспоримым в территориальных границах нашей страны. В те же годы начала свои «бои за историю» и школа «Анналов», стоявшая у истоков того, что принято сегодня называть «нов ...

Политическое развитие России в XIX веке
"Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для ...