Устное народное творчество. Язык. Литература
Страница 2

История » Украинское казачество. Становление культуры украинского народа » Устное народное творчество. Язык. Литература

Важным полемическим произведением была «Протестация» (1621) Иова Борецкого. Ее автор решительно осуждал католическо-униатское наступление, притеснение православной церкви, призывал крестьян, мещан и казаков к борьбе против иноземного господства на Украине, за воссоединение с Россией.

Полемическая литература идейно обосновывала освободительное движение на Украине. Известными поэтами того времени были уже упоминаемые Герасим Смотрицкий, Андрей Римша, Памво Беринда, Касиян Сакович. Они посвящали свои произведения выдающимся событиям и деятелям. В частности, Касьян Сакович создал «Стихи на жалостное погребение рыцаря Петра Конашевича - Сагайдачного» (1622).

Театр и музыка. Основой украинского театра стали народные игры и обряды, в которых драматическое действие объединялось с диалогами, пением, танцами, переодеванием. Театрализованные представления («Маяк», «Коза», «Поп и смерть») устраивались на площадях и ярмарках, собирали много зрителей среди крестьян, мещан, казаков, шляхты.

В Острожской школе, Киевском коллегиуме, братских школах возникли так называемые школьные драмы. Ставились драматические произведения на религиозные или мифологические темы. Актерами выступали в большинстве учащиеся и студенты. Среди постановок известные в то время «Слово о возмущении ада», «Трагедия русская» и др. В антрактах драм ставились комедийные интермедии (пьесы-вставки) на бытовые темы.

В то же время возник и вертеп — кукольный театр. Вертепы происходили в специально сделанном двухъярусном ящике: спектакли на верхнем этаже на религиозные сюжеты, а на нижнем— из народной жизни, Вертеп пользовался большой популярностью, особенно у детей.

Украинская музыка развивалась на народной песенной основе — песнях и думах, которые сопровождали труд и досуг, а исполнялись на разнообразных инструментах: цимбалах, свирелях, скрипках, бубнах, бандурах, балалайках, лирах. Скрипачи, лирники, бандуристы, кобзари были очень уважаемы народом. В музыке открывалась душа украинского народа. Трудовой народ создал вокальное и хоровое пение, которое бытовало в церквях во время праздников и обрядов. Профессиональная музыка оставалась церковной.

В братских школах изучалась теория музыки и пения по рукописным нотным сборникам. Создавались также и хоровые капеллы. Такие же капеллы были и в имениях феодалов для их развлечений: песни исполняли талантливые крестьянские певцы. Среди народных масс популярными были танцы: казачок, гопак, метелица, веснянка и др. Песнями и музыкой сопровождалась нелегкая жизнь и походы казаков Запорожской Сечи. Их верными друзьями были трубы, котлы, тарбаны, кобзы, а среди казаков находились талантливые исполнители песен. Очень популярной среди простых людей была песня «Ой, на горе да жнецы жнут» о народном герое Петре Сагайдачном:

Ой, на горі та женці жнуть, Попід зеленою

А попід горою Козаки йдуть

В Киеве, Львове, Каменце-Подольском и других городах появлялись музыкальные цехи, обслуживавшие население на свадьбах, праздниках, при встречах гостей в городах и селах, других торжествах.

Песня и музыка давали воодушевление народу в его жизни и труде, а также в антифеодальной и освободительной борьбе.

Страницы: 1 2 

Действия береговой артиллерии.
В условиях сложившейся под Новороссийском тяжелой обстановки береговой артиллерии Черноморского флота пришлось в основном действовать против наземного противника, оказывая большую поддержку нашим частям, защищавшим город. Личный состав батарей проявил в этих боях высокое [67] воинское мастерство и мужество, удерживая свои позиции до тех ...

Стремясь скрыть позор…
Согласно Кормчей[3] книге, женщина считалась виновной в убийстве, когда оставляла младенца на дороге или в каком-либо безлюдном месте. Наказанием для нее было церковное покаяние. Однако такое наказание не было действенным. Наказывали и ссылали, как женщин, убивавших младенца, так и произведших изгнание плода. Наказание максимально ужест ...

Календарь древних майя
В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления – т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дне ...