Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената,
замена приказов коллегиями. Губернская реформаСтраница 4
Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять". В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает". Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.
Система государственного управления, созданная в первой четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра 1. Во второй четверти XVIII в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра1 были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.
Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: первый – до 1708г., второй – с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).
На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать города". Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния.
Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов.
Губерния делилась на провинции (во главе – обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант – губернатору, последний Сенату.
В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов – органом управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства – поддержании и укреплении господства дворян.
Вторая областная реформа
проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны.
Провинция становится основной единицей областного управления. Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа – дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими "камерными служителями" и земскими судьями, приводить в действие наказания, контролировать городское управление.
Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.
Англо-Бурская война. Ход военных действий
В конце сентября 1899 г. бурские войска сконцентрировались у границ. Они составляли три группы. Одна из них численностью до 25 тыс. человек, при 40 орудиях, 16 пулеметах, во главе с генералом П.Жубером – была расположена по линии Фолкерюс – Валкестром – Фрейхейд. Другая - численностью до 6 тыс. человек, при 20 орудиях и 6 пулеметах нахо ...
Проблема христианизации Руси
Политическая обстановка в X в. требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориента ...
Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952)
С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определяли ...