Александр I и Наполеон.
Страница 2

История » Александр I - человек и государь » Александр I и Наполеон.

Гениальный авантюрист, душа которого была обвеяна пламенным пафосом революции, ее стремительностью, всем напряжением ее энергии, истинный сын нового времени, встретил в л ой игре, в лице русского императора, замечательного партнера.

Один-весь воплощение новых времен, самый яркий представитель третьего сословия, весь энергия, расчет, весь напряженная воля, направленная на внешний мир, на его покорение. [21]

Он всюду вносит с собою разрушительные начала революции, пред ним падают все стены и обветшалые твердыни изжитого феодализма. Он напоминает какого-нибудь нефтяного или железнодорожного короля наших дней, главу и директора мирового треста, который устанавливает цены, диктует свою волю рынкам и биржам, разоряя одних, обогащая попутно других; он завоевывает концессии, держит в своих руках мировые связи, вызывает войны и диктует условия мира.

Наполеон предвосхитил этот тип делового человека, охватывающего весь мир, опутывающего все страны сетью своих интересов.

Наполеон орудовал старыми средствами, армиями и вооруженной силой, но он сумел дать этим старым силам новую организацию, он ввел новые методы борьбы, и эти методы усвоены теми вождями мирового капитализма, которых он был предтечей.

Наполеон был подлинным порождением духа революции, на ее пламенеющем горне получил он свой стальной закал, она сообщила ему этот орлиный размах, это пафос, который он сумел оковать строгим, точным и холодным расчетом и учетом сил.

И с этим воплощением новой исторической эпохи пришлось встретиться Александру.

И у Александра была воля, но эта воля была направлена внутрь и служила только делу самосохранения и ограждения своей личности. Павловская наследственность сказалась в увлечении Александра чувством- в идее он его отрицал самодовлеющего самодержавия.

Страницы: 1 2 

Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций
1. Линеарная концепция. Основывается на представлении, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Этой концепции не знали ни античность, ни средние века, появилась она в XVI - XVIII в. в. в период борьбы за духовную эмансипацию человека. Прогресс человечества виделся как прогресс чел ...

Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.
В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социально-политически ...

Освободительное восстание в Греции в 1821 г
Восстание, поднятое Ипсиланти в феврале (марте) 1821 в Молдове, послужило сигналом к национально-освободительному восстанию в Греции, которое началось в марте (апреле) 1821 г. 25 марта (6 апреля) отмечается в Греции как День независимости. Восставшие взяли столицу Месинии Каламе и образовали там первый правительственный орган — Пелопонн ...