Альтернативные концепции развития мировых цивилизацийСтраница 1
1. Линеарная концепция. Основывается на представлении, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Этой концепции не знали ни античность, ни средние века, появилась она в XVI - XVIII в. в. в период борьбы за духовную эмансипацию человека.
Прогресс человечества виделся как прогресс человеческого разума, о чем писали Вольтер, Дидро, Даламбер.
Динамика прогресса - основная идея О. Конта.
Идеи Конта далее развил Спенсер. Закон усложнения, нарастания разнородности охватывает по Спенсеру, все сферы жизнедеятельности общества, цепочка изменений охватывает, подобно вееру, какое-то открытие и, не зная ограничений, втягивает в себя все новые и новые элементы. Спенсер делает вывод, что прогресс есть благотворная необходимость, не подчиненная человеческой воле.
В XX в. американский политолог Френсис Фукуяма поставил вопрос: ”Конец истории? ”
Фукуяма разделил современный мир на 2 части: историю и постисторию, на задворках которой - страны третьего мира. Постистория ограничена странами Европы, Японии, Сев. Америки, т.е. индустриально развитыми. В беге столетий либерализм здесь победил, но “конец истории печален… В постисторический период нет ни искусства, ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей истории”.
Фукуяма делает вывод, что человечество в своем странствии по истории набрало на совершенный путь развития - либеральную демократию и сопутствующий ей рынок. Успехам западной цивилизации придается статус общечеловеческих ценностей, но в мире есть другие цивилизации: исламская, конфуцианская, индуистская, японская, православно-славянская и т.д., поэтому достижения западной цивилизации не могут автоматически переносится на почву других цивилизаций.
Таким образом, прогресс западной цивилизации не может иметь универсального статуса.
Осевое время развития цивилизации называют еще “ковариантной" моделью, представлено оно Карлом Ясперсом. Немецкий философ считает, что исторический процесс ограничен началом и концом, а внутри этих рамок история делится на 4 больших периода - доистория, древние культуры, период осевого времени и технический век. Доистория - время создания человека, его биологических свойств, накопления им земных навыков и духовных ценностей. В трех областях земного шара почти одновременно возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская и эгейская. Одновременно с ними существовала доарийская культура долины Инда и архаический мир Китая.
Ясперс, в противовес концепциям культурных циклов, считает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития. “Ось мировой истории" он определяет временем между 800-200 г. г. до н.э. В это время жили Конфуций и Лао-Цзы, появился Будда. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и др. В Греции расцвет философии.
“Осевое время" знаменует исчезновение великих культур древности. С разрушением обособленных культур пришла империя, которая грубо перемешала народы, а возникшую духовную пустоту заполнили мировые религии.
Ясперс выделяет в истории 4 среза:
1). Возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;
2). Возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и Китае V - III тыс. до н.э.;
3). Духовное основоположение человечества, происшедшего в VIII - II в. до н.э.
4). Подготовленное в Европе с конца средневековья рождения научно-технической эры, которая приобретает стремительное развитие в XX веке.
“Ось мирового времени" - это третий срез, на котором возникает современный для нас человек. На этом этапе происходит становление истории человечества, тогда как до “осевого времени" были лишь локальные истории.
2. Пост модернистская концепция.
Определений постмодернизма масса, но суть - резко негативное отношение к новоевропейской рациональности, культуре стилей. Сторонники постмодернизма
считают, что новоевропейская рациональность имеет право на руководство человеческой жизнью.
Одним из самых известных специалистов по философии постмодернизма считается Жан-Франсуа-Лиотар. Каждая вещь состоит из линий, собранных в узел. Любимый образ пост модернистов - зигзаг. В историческом цивилизационном плане - никаких противоположностей у каждого свой мир ценностей, своя истина. Корни можно пускать в любом направлении, по принципу - движения все, цель - ничто.
Конституция России. Конституция Финляндии
После I-ой Мировой войны Александр I заявил о необходимости преобразований в стране. Конечно, одной из главных проблем была в то время проблема конституционного ограничения самодержавной власти - идея, которая носилась в воздухе послевоенной Европы.
После войны, во Франции и Польше была провозглашена конституция, также и в Швеции.
В 1 ...
Военная служба.
Итак, как я уже упоминала, после окончания артиллерийского и инженерного корпуса Михаил Ларионыч служил в Польше, жил в Москве, служил премьер майором на Дунае.
Также он отличился во время первой турецкой войны в боях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В 1774 году при атаке деревни Шумы (близ Алушты) был тяжело ранен (пуля ударила в ле ...
Земская реформа
Земская реформа 1864 г. вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения – земства, органы местного всесословного самоуправления. Земства не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными просветительскими функциями. Хотя земства и назывались всесословными и являлись выборными, но в основу ...

